Отечественные компании попали уже под семь пакетов международных санкций. Зарубежные власти грозят ответственностью за работу с такими организациями. Однако российское правительство поддержало госсектор и теперь у отказа от заключения контракта с заказчиком под санкциями есть последствия.
Содержание
- Под какие санкции попали российские заказчики
- Кто из российских заказчиков вошел в санкционный список
- Как узнать, что заказчик попал под санкции
- Чем грозит сотрудничество или отказ от работы с заказчиком под санкциями
- Выводы
Под какие санкции попали российские заказчики
Санкции — это ограничение финансовой деятельности организации или физлица. Их цель — наказать и призвать к выполнению определенных действий. Например, к смене приоритетов.
Международные санкции бывают секторальными и блокирующими. Секторальные ограничивают финансирование организаций. Блокирующие санкции запрещают сотрудничество с предприятиями из санкционного списка. Запреты распространяются на:
- заключение контрактов,
- поставку товаров,
- перевод денег,
- иное финансовое содействие.
Санкции против российских компаний ввели власти 37 государств — США, Канады, Японии, Южной Кореи, Швейцарии, Великобритании, Австралии, Сингапура, Норвегии, Новой Зеландии и всех стран — членов ЕС.
Кто из российских заказчиков вошел в санкционный список
Международные санкции коснулись заказчиков из разных сфер. Больше всего — банковской, нефтегазовой и оборонной отраслей. Под ограничения попали крупнейшие российские заказчики. Перечислим самые знаковые компании из санкционного списка:
- Банки: «Сбербанк», «Банк ВТБ», «Промсвязьбанк».
- Предприятия нефтегазовой отрасли: «Газпром», «Газпром нефть», «Транснефть».
- Энергетические компании холдинга «РусГидро».
- Телеканалы и интернет-провайдеры: «Первый канал», НТВ, «Ростелеком».
- Транспортные компании: РЖД, «Аэрофлот — российские авиалинии», авиакомпания «Россия».
- Промышленные предприятия: «Уралвагонзавод», «Концерн «Калашников», «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», авиастроительные и судостроительные корпорации, компании космического сектора и другие предприятия.
- Сельхозпредприятие ООО «Управляющая компания АгроХолдинг Кубань».
Как узнать, что заказчик попал под санкции
Информацию о санкциях размещают на своих официальных сайтах ведомства стран-санкционеров. Например, в США сведения об ограничениях опубликованы на сайте Управления по контролю за иностранными активами (OFAC), в Великобритании — на сайте Министерства иностранных дел и международного развития, а в ЕС — на сайте Совета Европейского союза.
Санкционный список — это общее название всех документов о санкциях. Единого санкционного списка российских компаний как официального документа не существует.
Узнать, что заказчик под санкциями, можно несколькими путями:
- Посмотреть информацию на сайте Торгово-промышленной палаты РФ. Там размещены документы — решения зарубежных властей о введении ограничительных мер против российских компаний и физлиц. Большая часть — на языке стран-санкционеров. На русском языке — только данные о мерах ЕС, США и Сингапура.
- Найти информацию на сайтах зарубежных регуляторов. Функция перевода текста у браузера поможет изучить санкционные списки. Некоторые регуляторы предлагают воспользоваться поисковиком. Например, OFAC.
- Найти сведения о заказчиках из санкционного списка в СМИ. Перед тем как использовать данные в работе, соотнесите дату публикации статьи с датой выхода нового пакета санкций. Если текст опубликован раньше, санкционный список пополнился новыми названиями.
- С помощью сервиса для проверки контрагентов по санкциями. Например, Контур.Призма или «СПАРК».
Самый удобный способ — проверка заказчика с помощью спецсервиса, который находит информацию на официальных сайтах стран-санкционеров. Из бесплатных способов самый надежный — поиск заказчика в санкционном списке на официальном сайте зарубежного регулятора.
Рассказываем, как найти заказчика на официальном сайте OFAC:
- Включите в браузере функцию переводчика.
- Зайдите на официальный сайт OFAC и откройте приложение для поиска по санкционному списку.
- Введите в строке «Имя» ключевое слово для поиска на латинице. Например, для поиска в списке организации «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», введите: «Almaz».
- В графах «Тип» и «Программа» выберите значение: «Все». Другие графы можно не заполнять.
- Нажмите кнопку «Поиск».
- Выберите нужного заказчика из результатов поиска. При необходимости, уточните другие критерии. Например, адрес заказчика.
Учитывайте, что для организаций и физлиц из санкционного списка зарубежные власти применяют «Правило 50»: если физлицу или организации из перечня принадлежит больше 50% фирмы не из списка, эта организация тоже попадает под санкции.
Чем грозит сотрудничество или отказ от работы с заказчиком под санкциями
Сотрудничество с заказчиком под ограничениями, отказ от заключения контракта с такой организацией или его расторжение приведут к последствиям, если заказчик попал под блокирующие санкции. В первом случае поставщику придется отвечать перед зарубежными властями и международными регуляторами, во втором случае — перед российскими властями.
Если заказчик попал под секторальные санкции, работа с ним возможна. Единых правил сотрудничества с таким заказчиком нет. Границы взаимодействия с организацией из санкционного списка расписаны в документе, который утверждает введение ограничений. Например, можно ли работать с компаниями из февральского санкционного списка ЕС написано в Решении совета ЕС по внешней политике и безопасности (ОВПБ) ЕС № 2022/327 от 25 февраля 2022.
Последствия работы с заказчиком под санкциями
Зарубежные власти грозят последствиями поставщикам при работе с заказчиками из санкционного списка. Какие меры могут быть приняты за сотрудничество в обход зарубежных запретов и ограничений:
- внесение собственника бизнеса или фирмы поставщика в новый санкционный список;
- штраф от зарубежных властей;
- штраф от зарубежных партнеров, если он предусмотрен условиями контракта.
Эти меры актуальны для поставщиков-экспортеров и других международных компаний, которые подпадают под юрисдикцию стран-санкционеров. Например, если экспортер закупает товар у организации из санкционного списка и поставляет его зарубежному заказчику, это будет нарушением договора на поставку при условии, что ответственность за эти действия предусмотрена соглашением.
На российских поставщиков, работающих с российскими заказчиками не влияют требования зарубежных властей. Большее, что международные регуляторы могут сделать в этом случае, это внести поставщика в новый санкционный список, что вряд ли затронет его бизнес.
Последствия отказа от работы с заказчиком под санкциями
Когда тендер выигран, но победитель торгов передумал заключать контракт с заказчиком, его признают уклонившимся. Включение заказчика в санкционный список –– не оправдание для поставщика. Заказчик обязан сообщить об уклонисте в ФАС в день публикации протокола о признании победителя уклонившимся от заключения контракта (пп. «б» п. 2 ч. 6 ст. 51 44-ФЗ)
Решение о внесении поставщика в РНП принимает ФАС. На рассмотрение дела у антимонопольной службы есть пять рабочих дней. После принятия положительного решения ФАС вносит поставщика в РНП в течение трех рабочих дней (ч. 7 ст. 104 44-ФЗ).
Доказать, что организация уклонилась от заключения сделки не по своей вине — задача поставщика. Если организация не в состоянии выполнить условия контракта из-за санкций, а не из-за того, что заказчик попал в санкционный список, ФАС не внесет поставщика в РНП. Например, если товар теперь запрещен к ввозу в Россию или изменилась его отпускная цена.
Отказ поставщика от выполнения условий госконтракта после его подписания — основание для расторжения контракта со стороны заказчика и внесения фирмы в РНП (ч. 9 ст. 95, ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).
Требование об отсутствии поставщика в РНП из-за отказа от работы с заказчиком под санкциями — обязанность заказчика (пп. «б» п. 1 Постановления Правительства № 2571 от 29.12.2021). Правило применяют с 1 июля 2022 года (Постановление Правительства № 937 от 23.05.2022). Несмотря на то, что основная задача ПП № 2571 — регулировать доптребования к участникам некоторых закупок, заказчики обязаны запрашивать у поставщиков отсутствие в РНП по новому основанию во всех тендерах.
Об этом сказано в письме Минфина № 24-01-09/61077 от 27.06.2022.
Требование об отсутствии участника тендера в РНП по другим основаниям –– право, а не обязанность заказчика, но госорганизации активно используют эту возможность (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ, ч. 7 ст. 3 223-ФЗ). Фактически внесение поставщика в РНП вне зависимости от оснований для передачи данных в ФАС закрывает для фирмы вход на рынок госзаказа.
Уход из сферы госзаказа из-за нежелания работать с организациями из санкционного списка чреват упущенной прибылью. Госзаказчики — самый надежный рынок сбыта с внушительным товаропотоком. Например, «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», попавший под международные санкции, и его дочерние предприятия разместили с начала 2022 года в ЕИС тендеров более чем на 200 млн рублей.
Выводы
Сотрудничество с заказчиком под санкциями грозит поставщику штрафами от зарубежных регуляторов, а отказ от контрактов с таким заказчиком закроет ему вход на российский рынок госзаказа.
Выбор стратегии ведения бизнеса в условиях санкций напрямую связан с тем, под юрисдикцию какой страны подпадает поставщик и какие сделки приносят фирме основную часть дохода.
Российским поставщикам, работающим с российскими заказчиками, не навредят требования зарубежных властей. Однако уклонение поставщика от заключения контракта с госзаказчиком из санкционного списка или его расторжение грозит включением в РНП, что лишит прибыли от госконтрактов.