Доля неконкурентных госзакупок превысила 63,7% в первом полугодии 2019 года, подсчитали эксперты ВШЭ. Минфин утверждает, что такие закупки сокращаются. ВШЭ указывает, что в расчет включают изначально конкурентные, но не состоявшиеся торги.
Вывод ВШЭ подтверждает наш рейтинг «Каждая четвертая закупка в первом полугодии осуществлена у единственного поставщика», согласно которому на первом месте – признание закупок несостоявшимися, на втором закупки по актам Президента либо Правительства.
В ВШЭ пришли к выводу, что закупки у единственного поставщика формально снижаются.
Наибольший объем прямых закупок у единственного поставщика приходится на контракты по актам президента или правительства у естественных монополий и на коммунальные услуги — 67% по данным за 2018 год. В отчете по результатам мониторинга закупок по 44-ФЗ Минфин сообщил о снижении доли таких закупок, однако официальный показатель маскирует неконкурентные закупки, изначально заявленные как конкурентные.
Минфин акцентирует внимание лишь на прямых закупках у единственного поставщика. В то время как эксперты ВШЭ относят к неконкурентным еще и изначально конкурентные закупки (аукцион, конкурс, другие виды торгов), несостоявшиеся, из-за того, что к ним был допущен всего один поставщик или вовсе никто не участвовал.
Таким образом, несмотря на падение доли госзакупок у единственного поставщика, общий объем неконкурентного сектора постоянно растет за счет увеличения несостоявшихся изначально конкурентных процедур, зафиксировали эксперты ВШЭ. «Неконкурентный сектор закупок растет за счет роста процедур, в которых участвует лишь один поставщик или никто не участвует», — пояснила РБК эксперт Института государственного и муниципального управления ВШЭ Марина Турчан.
Минфин не привлекает должного внимания к проблеме постоянного роста неконкурентного сектора закупок в России, считают эксперты ВШЭ.
«Мониторинговые отчеты готовит тот же самый орган власти, деятельность которого является предметом мониторинга. Результат этого — отсутствие объективной картины о состоянии закупочной системы и неэффективность работы контрактной системы в целом», —
подчеркивается в материале ВШЭ.
По мнению Минфина, к неконкурентным закупкам корректно относить прямые закупки у единственного поставщика, которые заказчики вправе, но не обязаны осуществлять по тем основаниям, которые предусмотрены законом. «Однако большинство таких оснований носят вынужденный характер, поскольку зависят от всей широты гражданско-правовых отношений, возникающих у заказчиков при осуществлении своей деятельности (различные текущие платежи, расчеты с естественными монополиями, водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, закупка лекарств по решению врачебной комиссии и др.). В таких случаях проведение конкурентных торгов просто невозможно», — подчеркивают в Минфине.
В Счетной палате буквально месяц назад опубликовали результаты соответствующего мониторинга, где пришли к аналогичным выводам относительно эффективности федеральной контрактной системы.
Мониторинг показал, что несмотря на значительные бюджетные расходы, ежегодно направляемые на её совершенствование, заметных положительных изменений не происходит.
Уровень конкуренции и показатели экономии средств бюджета при осуществлении закупок с 2014 года практически не изменились и сохраняются на достаточно низком уровне, заявили в Счетной палате.