Возникновение угрозы распространения COVID-19 является непредвиденным обстоятельством, в случае которого в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 №44-ФЗ допускается размещение заказа для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика. Однако такая закупка должна находиться в причинно-следственной связи с мерами, предпринимаемыми в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, минимизации ее последствий, непосредственно служить достижению данных целей, отмечено в Определении Верховного суда.
Решением комиссии ФАС России от 23.06.2020 МОГКУ «Дирекция единого заказчика» признана нарушившей часть 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Закона о контрактной системе в связи с размещением заказа на выполнение работ по строительству объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом» без применения конкурентных процедур, заключением контракта с единственным поставщиком –«КБК Соцстрой» (номер реестровой записи контракта 2490913094220000005). Согласно решению, материалы проверки переданы в УФАС по Магаданской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Суды согласились, что возникновение в начале 2020 года угрозы распространения в России новой коронавирусной инфекции COVID-19 является непредвиденным обстоятельством, в случае которого в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе допускается размещение заказа для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика.
Однако такая закупка должна находиться в причинно-следственной связи с мерами, предпринимаемыми в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, минимизации ее последствий, непосредственно служить достижению данных целей.
Закупка, совершаемая в целях минимизации угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, должна отвечать требованиям оперативности, динамичности, адекватности стремительно изменяющимся внешним условиям, результативности.
Закупка, результаты которой объективно не могут быть получены ранее истечения длительного временного промежутка, не характеризуется такими признаками. Если причин для отнесения закупки к комплексу чрезвычайных мер, реализуемому в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 не имеется, то такая закупка может быть проведена на конкурентных условиях и с использованием конкурентных процедур.
«Заказчик не смог доказать, что закупка совершена в целях минимизации угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а это основное правило, о котором должен помнить заказчик, применяя пункт 9. Стоит отметить, что и сегодня «ковидная статья» под строгим контролем контролеров», – отметила Ольга Горбачева замначальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России
Документ: Определение ВС РФ от 12 августа 2021 года №305-ЭС21-14586 по делу №А40-142204/2020