Заключение заказчиком с единственным поставщиком 41 договора на поставку щебня, каждый из которых не превышает допустимого порогового значения, образующих единую сделку приобретения щебня, направлено на формальное соблюдение требований действующего законодательства с целью ухода от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о закупках (223-ФЗ), указано в определении Верховного Суда.
Оспариваемым решением антимонопольного органа действия общества, выразившиеся в заключении 41 договора на поставку щебня с единственным поставщиком – ООО «НЛК «Автострада», признаны нарушающими требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Судами установлено, что закупочная деятельность общества регулируется Законом о закупках (223-ФЗ) и Положением о закупке товаров, работ и услуг.
Пункт 6 статьи 7 Положения предусматривает возможность осуществления обществом закупки у единственного поставщика в случае поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на сумму, не превышающую 800 тыс рублей в рамках одного договора, что,
по мнению общества, позволяет ему при любых потребностях, вне зависимости от наличия конкурентного рынка, привлечь исполнителя без проведения торгов и заключить с ним неограниченное количество договоров, каждый из которых не будет превышать 800 тыс рублей.
Суды, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришли к выводу, что заключение обществом с единственным поставщиком 41 договора на поставку щебня, каждый из которых не превышает допустимого порогового значения, образующих единую сделку приобретения щебня, направлено на формальное соблюдение требований действующего законодательства с целью ухода от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о закупках.
В этой связи суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Верховный Суд не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 13.05.2022 г № 304-ЭС22-5628 по делу № А46-7489/2021
Напомним, отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере. (Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020).
Дмитрий Доброштан