Если контракт признан судом ничтожным, а результаты работ возвращены заказчиком подрядчику, то у заказчика отсутствует обязанность по оплате части стоимости выполненных работ. Признание госконтракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении учреждением работ в отсутствие государственного контракта. По общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, следует из определения Верховного Суда.
Между Министерством ФГБУ был заключен госконтракт на выполнение лесоустроительных работ.
Решением АС Иркутской области этот госконтракт в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ признан недействительным (ничтожным).
Ссылаясь на наличие у ответчика долга по оплате работ, выполненных до принятия судом решения о признании недействительным госконтракта, подрядчик обратился в арбитражный суд с иском.
Заказчиком результат выполненных по госконтракту работ (документация) возвращен истцу.
С учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела о признании недействительным государственного контракта, как противоречащего нормам материального права и нарушающего публичные интересы, в том числе факта возврата учреждению заказчиком результата работ, суды, принимая обжалуемые судебные акты, отказали в удовлетворении иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания в пользу учреждения неоплаченной части стоимости выполненных работ.
Признание государственного контракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении учреждением работ в отсутствие государственного контракта.
Согласно пункту 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 26.09.2022 № 302-ЭС22-16416 по делу А19-10788/2021