Способы подачи заявки должны быть разнообразны и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе. Определение способа подачи заявки на участие в аукционе посредством только личного участия, ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации. Положения статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителям конституционное право на обращение в органы власти только путем непосредственного личного присутствия, следует из определения Верховного Суда.
По результатам рассмотрения жалобы Решетникова Н.С. на действия комитета (организатор торгов), выразившиеся в отказе в регистрации его заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, антимонопольным органом принято решение о признании жалобы обоснованной.
Предписанием управления на организатора торгов возложена обязанность совершить действия, направленные на устранение нарушений, установленных в решении.
Не соглашаясь с ненормативными правовыми актами антимонопольного органа, комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства руководствуясь положениями статей 39.6, 39.11, 39.12 Земельного кодекса, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание управления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы комитета.
Судебные инстанции исходили из неправомерности отказа лицу в допуске к участию в торгах в случае подачи заявки в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что в соответствии с извещением о проведении торгов, определяющим порядок приема заявок на участие в аукционе, заявки принимаются по адресу: Омская область, город Тара, площадь Ленина, 21, кабинет 403. Решетниковым Н.С. на электронный адрес организатора торгов, указанный в извещении об аукционе, направлена заявка на участие в торгах с приложением необходимых документов. Заявка Решетникова Н.С, а также все приложенные к ней документы, подписаны квалифицированной электронной подписью, действующей на момент подачи заявки на участие в торгах.
Суды указали, что способы подачи заявки должны быть разнообразны и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков, определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе; определение способа подачи заявки на участие в аукционе посредством только личного участия, ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации; положения статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителям конституционное право на обращение в органы власти только путем непосредственного личного присутствия.
Доводы организатора торгов, о том, что в извещении о проведении аукциона установлен конкретный порядок подачи заявок – лично либо через представителя по адресу, указанному в извещении. Адрес электронной почты не обозначен как адрес приема заявок. Аукционная документация и извещение не признаны не соответствующими действующему законодательству, основаны на ошибочном толковании норм права.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 27 июня 2022 года №304-ЭС22-10602 по делу № А46-10936/2021