При проведении закупок заказчикам необходимо учитывать, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) являются санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность» и для их выполнения требуется лицензия, следует из определения Верховного Суда.
ООО НПФ «Дерате» обратилось в Красноярское УФАС России с жалобой на действия администраций Танзыбейского, Григорьевского, Верхнеусинского, Семенниковского, Нижнесуэтского, Разъеженского, Мигнинского, Новополтавского, Ойского сельсоветов Ермаковского района Красноярского края, в которой указывалось на заключение названными администрациями в 2020 году контрактов с ООО «Саян-Дез» на осуществление акарицидных обработок мест массового отдыха и энтомологическое обследование территории без проведения торгов, минуя конкурентные способы закупки.
Указывалось также, что ООО «Саян-Дез» не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнителям таких контрактов, поскольку не имеет лицензию на право осуществления соответствующей деятельности.
По мнению общества, данные обстоятельства свидетельствовали о наличии соглашения между органами местного самоуправления и ООО «Саян-Дез», ограничивающего конкуренцию.
В рамках проверки жалобы антимонопольный орган установил, что спорные контракты заключены в порядке, предусматривающем размещение заказа у единственного поставщика, с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Предметом закупки являлось проведение дезинсекционных работ, не связанных с оказанием медицинской помощи и не требующих наличия лицензии на оказание таких услуг. Следовательно, ООО «Саян-Дез» соответствовало требованиям, предъявляемым к участнику закупки.
Решением от 29.05.2020 № 9778 антимонопольный орган отказал в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Признавая решение не соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались положениями Федерального закона от 31.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, и при этом исходили из того, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) являются санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность» и для их выполнения требуется лицензия.
Установив несоблюдение администрациями сельских поселений Ермаковского района Красноярского края обязательных требований, предъявляемых к исполнителям соответствующих работ, и, как следствие, нарушение требований Закона о контрактной системе, суды сочли несостоятельным вывод антимонопольного органа об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Отметим, что неустановление в закупочной документации обязательных требования к участникам закупок, предъявляемых к исполнителям соответствующих работ, о наличии лицензии на медицинскую деятельность повлечет нарушение требований №44-ФЗ.
Документ: Определение ВС РФ от 25 ноября 2021 года № 302-ЭС21-21585 по делу №А33-23968/2020