Администрация муниципального образования планирует провести аукцион на строительство 4-квартирного жилого дома из быстровозводимых конструкций. Сметная стоимость строительства составляет 38,5 млн руб. Однако решением Совета депутатов муниципального образования «О районном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» на данное мероприятие в рамках лимитов бюджетных обязательств на 2021 финансовый год и плановый период 2022-2023 годов выделено всего лишь 18,6 млн руб. Можем ли мы установить НМЦК в размере, соответствующем имеющимся лимитам бюджетных обязательств?
ОТВЕТ
Из вопроса следует, что объектом закупки является строительство объекта капитального строительства. Следовательно, обоснование НМЦК должно осуществляться в соответствии с Порядком определения НМЦК, который утвержден приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (далее — Приказ № 841/пр).
Вместе с тем в п. 2 ст. 72 БК РФ установлено, что получатели бюджетных средств заключают и оплачивают контракты В ПРЕДЕЛАХ ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. В свою очередь, в ч. 3 ст. 219 БК РФ устанавливается, что бюджетные обязательства принимаются путем заключения контрактов и иных договоров, и еще раз подчеркивается, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов.
Регулятор контрактной системы (Минфин России) последовательно проводит в своих разъяснениях позицию, согласно которой «заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК, соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств» (см. письма Минфина России от 08.09.2017 № 24-01-09/58179, от 28.07.2020 № 24-01-07/66147).
Таким образом, заказчику необходимо произвести расчет НМЦК согласно Приказу № 841/пр. Допустим, в соответствии с Приказом № 841/пр НМЦК составит 38,5 млн руб. Затем в обосновании НМЦК в документации о закупке указывается, что НМЦК приводится к доведенным лимитам бюджетных обязательств (18,6 млн руб.) посредством применения понижающего коэффициента, который рассчитывается как процентное соотношение разницы между 18,6 млн руб. и 38,5 млн руб.:
НМЦК = 38,5 млн руб. × (18,6 млн руб. / 38,5 млн руб.) = 18,6 млн руб.
Контрольные органы не усматривают ничего неправомерного в подобном установлении НМЦК. Приведем в качестве примера решение Новосибирского УФАС России от 16.07.2020 по делу № 054/06/7-1343/2020 (изв. № 0139100001520000062):
ДОВОД ЖАЛОБЫ:
Заказчик вводит участников закупки в заблуждение относительно размера НМЦК: в сводном сметном расчете стоимости строительства указана сумма 5 037 376 руб., тогда как в информационной карте аукционной документации другая сумма — 5 000 000 руб.
ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА УФАС:
«НМЦК определена заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ с использованием проектно-сметного метода. При этом согласно ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов, поэтому НМЦК установлена заказчиком в размере выделенных лимитов бюджетных средств — 5 млн руб. Комиссия УФАС считает, что какой-либо недостоверной информации в аукционной документации не содержится».
Суды также разделяют данный подход. Приведем типичный пример аргументации:
«Довод заявителя жалобы об установлении НМЦК в размере меньше определенного проектно-сметным методом [4 436 800 руб. вместо 8 141 715,62 руб.] отклоняется судом, поскольку в силу п. 2 ст. 72 БК РФ установление НМЦК осуществляется в соответствии с объемом капитальных вложений, предусмотренных решением главного распорядителя бюджетных средств».
(Постановление Шестого ААС от 02.05.2017 по делу № А73-16411/2016. Оставлено в силе постановлением ФАС Дальневосточного округа от 26.07.2017. Определением Верховного Суда РФ от 20.10.2017 № 303-КГ17-16133 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Олег Гурин, отвечала на вопрос Елена Чернюк.