С подрядчиком был заключен контракт по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ на выполнение подрядных работ сроком до 31.05.2022. Контракт был заключен уже после введения антироссийских санкций. Сразу по заключении контракта подрядчик обратился к заказчику с просьбой увеличить на 30% цену контракта. После отказа заказчика от изменения цены, а также от последовавшего предложения о расторжении контракта по соглашению сторон подрядчик прислал уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта, ссылаясь на ст. 450.1 ГК РФ, указав, что считает контракт расторгнутым с момента получения заказчиком уведомления об отказе.
Что в этом случае следует предпринять заказчику (к исполнению контракта подрядчик не приступал)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации, несмотря на действия, совершенные подрядчиком, контракт является действующим. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если соответствующее право данным контрактом предусмотрено.
Обоснование вывода:
Прежде отметим, что по общему правилу п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ, на нормах которого в том числе основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (ч. 1 ст. 2 этого Закона; далее – Закон N 44-ФЗ), односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами, а если обязательство связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, – также и договором (п. 2 ст. 310 ГК РФ). Общий порядок одностороннего отказа от исполнения договора регламентирован ст. 450.1 ГК РФ. Вместе с тем Закон N 44-ФЗ содержит нормы специального регулирования одностороннего отказа от исполнения контракта, которые являются обязательными для обеих сторон контракта.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ поставщик, подрядчик, исполнитель (далее также – контрагент) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта. При этом нормы ГК РФ предусматривают возможность одностороннего отказа как на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (п. 1 ст. 463, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480, п. 2 ст. 715 ГК РФ), так и без какого-либо обоснования (ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ) – так называемый “безмотивный” отказ. При этом таких оснований, как “рост цен (тарифов)”, законодательством не предусмотрено.
Также следует учитывать, что из ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, указывающей, что решение об одностороннем отказе контрагента должно быть отменено, если в течение 10 дней после уведомления о нем заказчика последний устранит нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения, следует однозначный вывод о том, что речь в ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ идет об одностороннем отказе именно вследствие нарушения заказчиком своих обязательств по контракту. Этот вывод подтверждается и разъяснениями государственных органов, которые давались в отношении одностороннего отказа от контракта заказчика, однако с учетом того, что соответствующее право контрагента является “зеркальным” по отношению к этому праву заказчика, а чч. 10, 11, 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок реализации этого права заказчиком, абсолютно аналогичны чч. 20-22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, полагаем, что эти разъяснения верны и в отношении контрагента. Так, в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 рекомендуют включать в проект контракта перечень случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. При этом приведенные в письме примеры случаев одностороннего отказа относятся к нарушениям контрагентом своих обязательств по контракту. А в письме ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19 прямо указано, что Закон N 44-ФЗ допускает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта исключительно в связи с нарушением контрагентом обязательств по контракту. Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд РФ (смотрите пп. 14, 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
Процедура одностороннего отказа контрагента от исполнения контракта, регламентированная для настоящего времени ч. 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ*(1), предполагает, что решение контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение контрагентом требований ч. 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом датой надлежащего уведомления об отказе от исполнения контракта считается, в зависимости от выбранного способа передачи решения: либо дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 1 ч. 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), либо дата получения контрагентом подтверждения о вручении заказчику заказного письма, либо дата получения контрагентом информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (п. 2 ч. 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)”. Во всяком случае, решение контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления контрагентом заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Для целей рассматриваемой ситуации имеет значение прежде всего отсутствие основания для одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта – само по себе возможное увеличение цен надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта не является. Кроме того, действующий законный порядок одностороннего отказа контрагента от исполнения контракта в описанных обстоятельствах подрядчиком также не соблюден.
Учитывая очевидные намерения контрагента не выполнять принятые на себе обязательства в рассматриваемом случае, заказчик в силу ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ вправе инициировать собственный односторонний отказ от исполнения данного контракта, если соответствующее право было предусмотрено контрактом: положения п. 2 ст. 715 ГК РФ предоставляют заказчику право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна