Правомерна ли позиция, основанная на том, что бюджетное учреждение праве заключать договоры по п. 4, п. 5 ч. 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ только в форме договоров поставки, договоров на выполнение работ и договоров оказания услуг? Может ли заказчик заключить договор купли-продажи, например, в случае продажи физическим лицом своего имущества (мебели, инвентаря, фотографий и др. предметов, из которых формируется музейный фонд бюджетного учреждения)?
Как должны называться договоры на приобретение учреждением недвижимого имущества (жилых домов) и земельных участков? Данные закупки осуществляются учреждением также на основании пп. 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без проведения конкурсных процедур.
Каким образом должны заключаться договоры комиссии на реализацию товаров и другие виды обязательств, предусмотренные частью 2 Гражданского кодекса РФ?
Из п. 3 ч. 1 ст. 1, пп. 8 и 8.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) следует, что этот закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними контракта – гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 1, 4 и 5 ст. 15 этого Закона.
В Гражданском кодексе РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), “поставка товаров, “выполнение работ”, “оказание услуг” представляют собой предметы отдельных видов договоров, урегулированные разными нормами кодекса. Так, например, глава 30 ГК РФ, регулирующая в целом отношения в сфере “Купли-продажи”, включает наряду с “поставкой товаров” также вид “розничная купля-продажа”, “поставка товаров для государственных или муниципальных нужд” (параграфы 2-4 данной главы). Выполнение работ представляет собой суть отношений не только договора подряда, подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (глава 37 ГК РФ), но и выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ ( глава 38 ГК РФ). Возмездное оказание услуг охватывается не только положениями одноименной главы 39 ГК РФ: п. 2 ст. 779 ГК РФ содержит перечень глав Гражданского кодекса РФ, регулирующих договоры услуг, которые не регулируются главой 39 ГК РФ, который включает, в частности, такие виды договоров, как перевозка (глава 40 ГК РФ), банковский вклад (глава 44 ГК РФ), расчеты (глава 46 ГК РФ), поручения и комиссии (главы 49 и 50 ГК РФ соответственно) и даже договоры подряда. Однако этот перечень не включает в себя договоры аренды, которые регулируются главой 34 ГК РФ и которые также явно не относятся ни к выполнению работ, ни к поставке, ни к услуге. А купля-продажа недвижимости является отдельным видом договоров купли-продажи, наряду с поставкой, и регулируется параграфом 7 главы 30 ГК РФ.
Закон N 44-ФЗ регулирует более широкий круг договорных отношений, чем определено его общими положениями. При этом для целей применения отдельных положений Закона N 44-ФЗ предметы этих договоров приравниваются к поставке товаров, оказанию услуг и выполнению работ (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Это следует в том числе из упоминаний в этом Законе, а также в принятых на его основе подзаконных нормативных актах контрактов, предметом которых является аренда, создание и/или использование объектов интеллектуальной собственности и пр. Иными словами, используемые в пп. 8 и 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ формулировки предмета контракта не соответствуют положениям Гражданского кодекса РФ в их буквальном значении – иное существенно ограничило бы заказчиков в определении предмета контракта для целей удовлетворения государственных, муниципальных нужд. По смыслу положений Закона N 44-ФЗ и ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе, в сферу его действия входит заключение лицами, которые признаются заказчиками, любых возмездных гражданско-правовых договоров (контрактов), по которым лица, именуемые в контексте норм этого закона заказчиками, получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его, не исключая и договоры купли-продажи. Исключение составляют договоры, регулирующие отношения, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, к которым этот Закон не применяется.
Таким образом, по смыслу положений Закона N 44-ФЗ любые возмездные гражданско-правовые договоры (контракты), за исключениями, предусмотренными ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, должны заключаться заказчиками с соблюдением установленного им порядка. Сказанное в равной степени относится к перечисленным в вопросе видам договоров купли-продажи с физическим лицом имущества (мебели, инвентаря, фотографий и др. предметов, из которых формируется музейный фонд нашего бюджетного учреждения), недвижимого имущества (жилых домов), земельных участков, в которых заказчик является покупателем.
Что касается договора комиссии, следует отметить, что отношения, регулируемые этим договором, не относятся к перечисленным в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, в отношении которых этот Закон не применяется. Предмет договора комиссии составляют действия одной стороны (комиссионера) по поручению и за счет другой стороны (комитента) по совершению одной или нескольких сделок за вознаграждение (п. 1 статьи 990 ГК РФ). По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Комиссионеры, выступающие от своего имени, не являются представителями лица, в интересах которого они действуют, поскольку совершают сделки от своего имени. На этом основании в правоприменительной практике сформулирована позиция, что физические и юридические лица (в том числе агенты, выступающие от своего имени; комиссионеры) вправе принимать участие в закупках лично либо через своих представителей (при наличии соответствующей доверенности) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (смотрите, например, Решение УФАС по Ярославской области от 04.12.2020 N 076/06/64-1143/2020, Решение УФАС по Владимирской области от 08.04.2020 г. N 033/06/83.2-252/2020). Иными словами, для целей приобретения (покупки) определенной вещи (например, музейного экспоната) не у ее владельца, а у лица, осуществляющего комиссионную торговлю (у комиссионера), такое лицо будет выступать в договоре, заключаемом заказчиком на основании Закона N 44-ФЗ, продавцом, “единственным поставщиком”, если закупка будет осуществляться на основании п. 4, п. 5 ч. 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, либо самостоятельным участником закупки в случае, если комиссионер будет надлежащим образом аккредитован в таком качестве (как физическое либо юридическое лицо, разумеется, – п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
В том же случае, если бюджетное учреждение вознамерится прибегнуть к комиссионной форме продажи принадлежащего ему имущества, Закон N 44-ФЗ применяться не будет, поскольку в таком случае возмездного приобретения заказчиком товара, работы либо услуги не произойдет.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна