Вопрос о закупках наборов первой медицинской помощи

Вопрос о закупках наборов первой медицинской помощи

Закупаются наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства (КТРУ 21.20.24.170-00000004). Должны ли участники закупки иметь лицензию на фармацевтическую деятельность? Можно ли закупать такие наборы одновременно с наборами, не содержащими лекарственных средств (КТРУ 21.20.24.170-00000002)?

ОТВЕТ

Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения входит в перечень работ и услуг, составляющих фармацевтическую деятельность (утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»). Фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию на основании п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». А в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан предъявлять к участникам закупок требования, установленные действующим законодательством РФ к лицам, поставляющим товары, выполняющим работы или оказывающим услуги, которые являются объектом закупки.

Следовательно, если в состав закупаемых наборов входят лекарственные препараты, заказчик должен установить требование о наличии соответствующей лицензии.

Данный вывод подтверждается в т. ч. и правоприменительной практикой. Например, в решении Воронежского УФАС России от 06.12.2019 по делу № 036/06/105-964/2019 (изв. № 0331300111319000122) отмечается, что «поставка укладок, в составе которых предусмотрена поставка лекарственных препаратов, может быть осуществлена исключительно лицами, обладающими лицензией на фармацевтическую деятельность. В связи с изложенным заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности».

Напротив, неустановление требования о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность при закупке укладок, содержащих лекарственные препараты, расценивается как нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Приведем в качестве примера решение Свердловского УФАС России от 13.08.2019 по жалобе № 066/06/31-2469/2019 (изв. № 0362300209219000104):

«…Комиссией УФАС установлено, что в объект закупки включена в т. ч. поставка лекарственных средств в составе медицинских укладок. Вместе с тем в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ заказчиком не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»), выданной в установленном законодательством РФ порядке, а также требование о предоставлении копии указанной лицензии во второй части заявки на участие в электронном аукционе».

При этом наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства, нельзя объединять в один объект закупки с товарами, для поставки которых лицензия на фармацевтическую деятельность не требуется (например, с укладками, которые не содержат лекарственных средств). Подобное объединение будет квалифицировано контрольным органом как объединение в один объект закупки функционально и технологически не связанных друг с другом товаров, обращающихся на разных рынках (что является нарушением ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Подобная ситуация рассматривалась, например, в решении Воронежского УФАС России от 31.07.2019 по делу № 036/06/33-487/2019 (изв. 0131200001019003691). Контрольный орган посчитал недопустимым требование заказчика о поставке в составе одного лота товаров, реализация которых возможна только при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (укладок для оснащения фельдшерско-акушерского пункта, содержащих лекарственные средства), и других товаров (иных медицинских изделий), при обращении которых такая лицензия не нужна. По мнению контрольного органа, объединение указанных товаров в один лот приводит к ограничению числа участников закупки.

Соответствующая позиция высказывалась еще в письме ФАС России от 09.02.2015 № АЦ/5147/15: «в целях поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для государственных и муниципальных нужд ФАС России считает необходимым избегать объединения лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки».

Олег Гурин на вопрос отвечала Ольга Никитина

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...