Вопрос: О требованиях к участникам закупки по сбору и обработке медицинских отходов класса Г

Вопрос: О требованиях к участникам закупки по сбору и обработке медицинских отходов класса Г

Готовим закупку на оказание услуг по сбору, транспортированию обезвреживанию и последующему размещению медицинских отходов класса Г. Какие требования к участникам закупки мы должны установить?

Ответ

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.

В силу ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:

класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

класс Б — эпидемиологически опасные отходы;

класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

класс Г — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

класс Д — радиоактивные отходы.

Критерии разделения медицинских отходов на классы определены в постановлении Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания»:

класс А — отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;

класс Б — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3–4-й группы патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;

класс В — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1–2-й группы патогенности;

класс Г — наличие в их составе токсичных веществ;

класс Д — содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава представлена также в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790), из которого следует, что медицинские отходы класса Г являются токсичными отходами I–IV классов опасности. А обращение с отходами класса Д осуществляется специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, имеющими лицензию на данный вид деятельности согласно п. 4.31 СанПиН 2.1.7.2790.

Отходы класса Г в соответствии с п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Следовательно, обращение с медицинскими отходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение промышленных отходов.

При этом обращение промышленных отходов согласно требованиям ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Закона № 89-ФЗ требует наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290).

Следовательно, заказчик обязан требовать наличие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в составе заявки в случае проведения закупки услуг по обращению с медицинскими отходами класса Г. При этом необходимо конкретизировать требование к лицензии перечислением видов работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

На это указывает и правоприменительная практика. Так, комиссия Омского УФАС России от 20.11.2020 по делу № 055/06/31-1174/2020 (изв. № 0352200022720000256) пришла к выводу, что использованная заказчиком отсылочная формулировка требования к участникам закупки «соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки» не свидетельствует о соблюдении в полной мере требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, поскольку заказчик должен установить требование о наличии у участника закупки четко определенного документа, в данном случае лицензии, подтверждающей его правоспособность.

Кроме того, при установлении требования о предоставлении в составе заявки лицензии на общий вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, заказчиком НЕ БЫЛ УСТАНОВЛЕН ВИД РАБОТ (УСЛУГ), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, исходя из потребности заказчика и положений законодательства, регулирующих обращение с медицинскими отходами, класса токсикологической опасности медицинских отходов. А именно не были установлены требования о наличии у участника закупки лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности С УКАЗАНИЕМ ВИДОВ РАБОТ (УСЛУГ): «транспортирование отходов II класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности», а также о предоставлении им указанной лицензии в составе заявки.

Обращаем Ваше внимание, что после 1 января 2022 г. сведения обо всех (в т. ч. выданных ранее) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий. В связи с чем подтверждением наличия у участника лицензии после указанной даты является только выписка из реестра лицензий.

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...