Готовим закупку на оказание услуг по сбору, транспортированию обезвреживанию и последующему размещению медицинских отходов класса Г. Какие требования к участникам закупки мы должны установить?
Ответ
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
В силу ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:
класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
класс Б — эпидемиологически опасные отходы;
класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
класс Г — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
класс Д — радиоактивные отходы.
Критерии разделения медицинских отходов на классы определены в постановлении Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания»:
класс А — отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
класс Б — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3–4-й группы патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
класс В — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1–2-й группы патогенности;
класс Г — наличие в их составе токсичных веществ;
класс Д — содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава представлена также в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790), из которого следует, что медицинские отходы класса Г являются токсичными отходами I–IV классов опасности. А обращение с отходами класса Д осуществляется специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, имеющими лицензию на данный вид деятельности согласно п. 4.31 СанПиН 2.1.7.2790.
Отходы класса Г в соответствии с п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Следовательно, обращение с медицинскими отходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение промышленных отходов.
При этом обращение промышленных отходов согласно требованиям ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Закона № 89-ФЗ требует наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290).
Следовательно, заказчик обязан требовать наличие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в составе заявки в случае проведения закупки услуг по обращению с медицинскими отходами класса Г. При этом необходимо конкретизировать требование к лицензии перечислением видов работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
На это указывает и правоприменительная практика. Так, комиссия Омского УФАС России от 20.11.2020 по делу № 055/06/31-1174/2020 (изв. № 0352200022720000256) пришла к выводу, что использованная заказчиком отсылочная формулировка требования к участникам закупки «соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки» не свидетельствует о соблюдении в полной мере требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, поскольку заказчик должен установить требование о наличии у участника закупки четко определенного документа, в данном случае лицензии, подтверждающей его правоспособность.
Кроме того, при установлении требования о предоставлении в составе заявки лицензии на общий вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, заказчиком НЕ БЫЛ УСТАНОВЛЕН ВИД РАБОТ (УСЛУГ), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, исходя из потребности заказчика и положений законодательства, регулирующих обращение с медицинскими отходами, класса токсикологической опасности медицинских отходов. А именно не были установлены требования о наличии у участника закупки лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности С УКАЗАНИЕМ ВИДОВ РАБОТ (УСЛУГ): «транспортирование отходов II класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности», а также о предоставлении им указанной лицензии в составе заявки.
Обращаем Ваше внимание, что после 1 января 2022 г. сведения обо всех (в т. ч. выданных ранее) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий. В связи с чем подтверждением наличия у участника лицензии после указанной даты является только выписка из реестра лицензий.
На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк.