Какой максимальный размер обеспечения исполнения контракта может установить бюджетное учреждение при закупке в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если закупка подлежит казначейскому сопровождению?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если казначейскому сопровождению подлежат только авансовые платежи по контракту, то заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения такого контракта в размере от 0,5% до 30% от НМЦК, уменьшенной на сумму авансовых платежей.
Если же казначейскому сопровождению подлежат все расчеты по контракту, то заказчик вправе установить требование об обеспечении исполнения такого контракта в размере до 10% от НМЦК.
Обоснование вывода:
Прежде отметим, что в соответствии с п. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В этой связи требования к размерам авансовых платежей, установленные для получателей средств федерального бюджета, должны соблюдаться при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг федеральными бюджетными и автономными учреждениями (п. 2 информации Минфина России от 27.04.2022).
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта (далее – обеспечение) размер такого обеспечения устанавливается в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от 0,5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), за исключением случаев, предусмотренных чч. 6.1-6.2-1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. При этом если:
– расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения устанавливается (в том же диапазоне – от 0,5% до 30%) от НМЦК (от цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проводимого исключительно среди субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) (ч. 6.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ)), уменьшенной на размер такого аванса (п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ);
– контрактом предусмотрена выплата аванса, который не подлежит казначейскому сопровождению, размер обеспечения устанавливается (в том же диапазоне – от 0,5% до 30% НМЦК (цены контракта)) не менее чем в размере аванса (п. 1 ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ);
– аванс превышает 30% цены контракта, размер обеспечения устанавливается в размере аванса (п. 1 ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
В качестве одного из вышеупомянутых исключений ч. 6.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении. В случае же установления заказчиком такого требования размер обеспечения устанавливается в размере до 10% от НМЦК (от цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимого исключительно среди СМП, СОНКО).
Как видим, п. 3 ч. 6 ст. 96 и ч. 6.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ описывают разные ситуации, связанные с казначейским сопровождением закупки, и устанавливают разные требования к определению размера обеспечения в каждой из них:
– в первом случае казначейскому сопровождению подлежат только авансовые платежи, и в таком случае из базы, от которой отсчитываются проценты, в которых определяется размер обеспечения, вычитается размер аванса, но обеспечение устанавливается в любом случае в размере от 0,5% до 30% НМЦК (цены контракта) по усмотрению заказчика;
– во втором случае казначейскому сопровождению подлежат все расчеты по контракту, и заказчик вправе вообще не устанавливать требование об обеспечении, а если устанавливает – то в размере до 10% НМЦК (цены контракта).
Полагаем, что это отражает общий принцип, основывающийся на том, что существо казначейского сопровождения состоит как раз в контроле над расходованием денежных средств исключительно в целях исполнения контракта, а потому само по себе обеспечивает исполнение контракта, требование о предоставлении обеспечения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) следует рассматривать как дополнительное и даже в некотором роде избыточное. Именно поэтому если казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи, их сумма исключается из базы расчета суммы обеспечения, а если казначейскому сопровождению подлежат все расчеты – требование об обеспечении может не устанавливаться вовсе либо устанавливаться в пониженном размере.
Причем поскольку ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая общие правила определения размера обеспечения, в том числе увязку такого размера с размером аванса, прямо указывает, что эти правила не применяются в случаях исключений, предусмотренных в том числе ч. 6.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, то в предусмотренных этой частью случаях размер обеспечения устанавливается в размере до 10% НМЦК (цены контракта) независимо от размера аванса.
Аналогичные по сути разъяснения даны в письме Минфина России от 10.09.2020 N 24-03-06/79662, от 15.07.2020 N 24-03-08/61702, от 12.08.2020 N 24-03-06/70918.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий