15 сентября 2021 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла два определения по делам № А57-6544/2020 и № А57-6788/2020, которым были удовлетворены исковые требования потенциального участника закупки о признании недействительными пунктов положений о закупках заказчиков – автономных учреждений.
Как мы уже указывали раньше, речь в данных пунктах оспариваемых положений о закупках шла о специальном основании закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
– заказчики-образовательные учреждения в своих положениях о закупках предусмотрели право на осуществление закупок у единственного исполнителя услуг по организации питания в указанных учреждениях.
Участник закупки посчитал, что избрание заказчиком способа закупки, который влечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции.
Подробно суть рассматриваемого спора и аргументы сторон изложены в материале: Верховный Суд даст оценку правомерности закупки у единственного поставщика услуг по организации питания в образовательных учреждениях. Поэтому не будем их повторять.
Гораздо больший практический интерес с точки зрения специалиста представляют резолютивные части определений Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ по делам № А57-6544/2020 и № А57-6788/2020, из которых следует, что Верховный Суд РФ признал недействительными положения о закупках заказчиков в этой части, удовлетворив соответствующие требования потенциального участника закупки.
Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил право потенциальных участников закупки на оспаривание пунктов положения о закупке, которые влекут необоснованное ограничение круга потенциальных участников закупки. В частности, при установлении специальных оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), направленных на ограничение конкуренции.
В связи с этим данная правовая позиция Верховного Суда РФ является своего рода «ящиком Пандоры» для заказчиков:
– любой потенциальный участник закупки, опираясь на подобную практику Верховного Суда РФ теперь может смело оспаривать пункты положения о закупке, например, ссылаясь на то, что установленные основания закупки у единственного поставщика произвольно ограничивают конкуренцию.
При этом непонятно, как данная позиция Верховного Суда РФ согласуется с его же позицией о праве заказчика на построение своей системы закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности (см. определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 27.04.2021 г. № 305-ЭС20-24221, от 09.08.2021 г. № 305-ЭС21-5801).
Остаётся только надеяться, что это частный случай в рамках конкретного судебного спора, а не новый подход Верховного Суда РФ к рассмотрению подобных споров в рамках Закона № 223-ФЗ.
Документ: Определения ВС РФ от 15.09.2021 № 306-ЭС21-13429 и № 306-ЭС21-13581
Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок