Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом о контрактной системе, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели, следует из определения Верховного Суда.
08.02.2021 учреждением на официальном сайте размещено извещение № 32109966520 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание авиационных услуг для выполнения работ по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2021 году.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 01.03.2021 к участию в конкурсе допущены общество «Авиакомпания Конверс Авиа» по лоту № 4; общество «Авиапатруль-ДВ» по лоту № 3; общество «Мост Авиа» по лотам № № 4, 6. Заявки общества «АК Байкал Аэро» по лоту № 6 и общества «Территория» по лоту № 1 отклонены. Конкурс признан несостоявшимся по лотам № 3, № 6 в связи с подачей одной заявки; по лоту № 1 – в связи с несоответствием требованиям конкурсной документации; по лотам № 2, № 5 – в связи с отсутствием заявок.
Победителем признано общество «Мост Авиа», второе место присвоено обществу «Авиакомпания Конверс Авиа». С обществами «Авиапатруль-ДВ» и «Мост Авиа» заключены договоры.
Указывая на неправомерность действий учреждения при проведении закупки, общество «АК Байкал Аэро» обратилось в антимонопольный орган с жалобой, по результатам рассмотрения жалоба признана обоснованной, в действиях заказчика установлены нарушения пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании принятого решения учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с ненормативными правовыми актами управления, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Лесного кодекса РФ, Закона о контрактной системе), Бюджетного кодекса РФ, пришли к выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, с чем согласился суд округа.
Суды установили, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут выполняться за счет бюджетных средств непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться без передачи обязательств третьим лицам либо в случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти в соответствии с Законом о контрактной системе с использованием конкурентных способов заключения договора.
Как указали суды, отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом о контрактной системе, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств.
Документ: Определение ВС РФ от 17 декабря 2021 года № 303-ЭС21-23486 по делу №А73-5283/2021