Верховный Суд оценит законность обхода закупочных процедур управляющей компанией через "дробление" контрактов

Верховный Суд оценит законность обхода закупочных процедур управляющей компанией через "дробление" контрактов

Верховный Суд принял решение передать на рассмотрение кассационную жалобу УФАС по Республике Марий Эл, оспаривающую решения нижестоящих судов в деле, против Жилищно-эксплуатационной управляющей компании. Ранее арбитражные суды признали законными действия компании, которая заключала договоры на обслуживание многоквартирных домов без проведения торгов, что УФАС расценило как нарушение антимонопольного законодательства и Закона о закупках 223-ФЗ.

Суть дела:

1.Антимонопольное дело: УФАС Марий Эл выявило, что компания «Заречная» в 2019–2021 годах заключала контракты на содержание и ремонт многоквартирных домов без проведения конкурентных процедур. Антимонопольный орган считал, что эти действия нарушают Закон о закупках № 223-ФЗ, а также часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (135-ФЗ), поскольку могли привести к ограничению конкуренции. Речь шла о “дроблении” закупок на суммы менее 100 тыс рублей, чтобы избежать тендеров.

2.Доводы компании: «Заречная» оспорила решение УФАС, утверждая, что закупки проводились в интересах собственников многоквартирных домов, а средства для оплат приходили от этих собственников, а не из бюджета. Соответственно, компания не была обязана соблюдать Закон о закупках в полной мере.

3.Решения судов нижестоящих инстанций: Арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали компанию, указав, что закупки проводились для нужд собственников, а не для самой компании. Суд признал, что компания действовала правомерно, поскольку её деятельность была направлена на обеспечение жилищно-коммунальных услуг для собственников.

4.Кассационная жалоба УФАС в Верховный Суд: УФАС обратилось в Верховный Суд, утверждая, что даже при таких обстоятельствах компания должна была проводить закупки по конкурентным процедурам, так как она является юридическим лицом с 100% муниципальным участием в уставном капитале. Антимонопольный орган также указал на возможное ограничение круга участников из-за выбора неконкурентного способа закупок.

«Поскольку размер доли муниципального образования в уставном капитале общества составляет сто процентов, то на него в полной мере распространяется действие Закона о закупках, и оно обязано вести свою закупочную деятельность в соответствии нормами и правилами данного закона.

При этом заключение договоров в интересах собственников, проживающих в многоквартирных домах, не нивелирует необходимость осуществления обществом деятельности, направленной на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков, стимулирование такого участия и развитие добросовестной конкуренции».

Судья Верховного Суда Марина Антонова согласилась с указанной позицией и приняла решение передать дело на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2024 г № 301-ЭС24-10122 по делу А38-717/2023

Дмитрий Доброштан, юрист, эксперт в сфере закупок

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...