При решении вопроса о наличии события административного правонарушения, выражающегося в совершении действий (бездействии), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства (часть 7 статьи 7.32 КоАП РФ), следует учитывать, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» допускает возможность изменения существенных условий контракта, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65.1 статьи 112 названного Федерального закона), указано в пункте 36 обзора судебной практики Верховного Суда N 1 (2024).
В апреле 2021 года между администрацией муниципального района и подрядчиком был заключен контракт на выполнение строительных работ с установленным сроком до 1 сентября 2022 года. Однако допсоглашением срок выполнения работ был продлен до 15 ноября 2022 года. В ходе прокурорской проверки, проведенной в сентябре 2022 года, было выявлено нарушение первоначально согласованного срока выполнения работ. В результате должностное лицо подрядчика было привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.
Мировой судья, вынося соответствующее решение, пришел к выводу, что отсутствовали независящие от подрядчика обстоятельства, которые бы обосновывали невозможность исполнения контракта в установленный срок. Соответственно, заключение допсоглашения о продлении сроков исполнения противоречило принципам контрактной системы в сфере закупок.
Вышестоящие судебные инстанции согласились с выводами мирового судьи. Однако судья Верховного Суда РФ признал данные выводы преждевременными.
В постановлении ВС РФ отмечается, что необходимость внесения изменений в контракт была обусловлена корректировками в проектной документации. Суд указал, что мировым судьей не были учтены изменения в законодательстве о контрактной системе, внесенные в 2022 году, которые допускают изменение существенных условий контракта при соблюдении определенных правовыми нормами условий. Также было указано, что лимиты финансирования по муниципальному контракту были перенесены на 2023 год.
Дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение мировому судье (Постановление № 49-АД23-15-К6).
Документ: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2024) (утв. Президиумом ВС РФ 29 мая 2024 г.)