Верховный Суд РФ 15.09.2021 г. даст оценку правомерности практики закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по организации питания учащихся путём включения в положение о закупке образовательного учреждения закупки таких услуг в качестве спецоснования закупки у единственного поставщика.
Данный вопрос вынесен на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ в рамках судебных дел № А57-6544/2020 и № А57-6788/2020.
Как следует из материалов данных дел, образовательные учреждения включили в свое Положение о закупке специальное основание закупки у единственного исполнителя для услуг по организации питания в указанных образовательных учреждениях.
Руководствуясь данным основанием, образовательные учреждения осуществили ряд закупок у единственного поставщика по организации питания, которые были оспорены одним из участников закупки.
По мнению участника, разместив заказ у единственного избранного им поставщика, учреждения нарушило требования антимонопольного законодательства, поскольку услуга по организации питания является обычной услугой, широко представленной на рынке, ее заказ и сроки, на которые она предоставляется, не связаны с какими либо форс-мажорными обстоятельствами для заказчика, и такая услуга должна была быть заказана посредством проведения конкурентных торгов.
Участник считает, что оспариваемое им основание закупки у единственного поставщика в Положении о закупке противоречит требованиям Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции, так как открыто и явно ограничивает права других участников рынка, в том числе общества, на равноправное участие в конкурентных процедурах.
Судами 3-х инстанций, в том числе Арбитражным судом округа, в удовлетворении требований участника отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Закон № 223-ФЗ о закупках устанавливает обязанность заказчика разработать порядок закупки товаров, работ и услуг в соответствии с принципами и требованиями, изложенными в законе, и закрепить его в Положении о закупке.
Согласно статье 3.6 названного закона Положением о закупке заказчика устанавливаются порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки.
Применяя данное законоположение, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый пункт Положения о закупке не противоречит действующему законодательству, учреждениями соблюдены принципы и необходимые требования к закупочной деятельности, предусмотренные Законом № 223-ФЗ
В своей кассационной жалобе на данные судебные акты участник указывает, что отказывая в удовлетворении иска, суды неверно истолковали и применили разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, а также не учли пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, в котором указано: избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции.
Окончательную точку в этом споре о свободе усмотрения заказчика в установлении специальных оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) поставит Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ 15.09.2021 г.
Дон Виктор Викторович директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок