Валентина Матвиенко провела парламентские слушания на тему «Вопросы совершенствования законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Действующая линейка механизмов определения поставщиков при проведении госзакупок перегружена, а часть из них утратили свою привлекательность, отметила спикер Совета Федерации.
“Считаю, что настало время провести серьезную ревизию нормативных актов в этой сфере. Все значимые вопросы должны быть прописаны в законе, и лишь технические моменты могут регулироваться нормативными актами”,
– сказала спикер СФ.
Рейтинг добросовестных поставщиков в сфере госзакупок
Валентина Матвиенко считает необходимым ввести в России рейтинг добросовестных поставщиков для повышения уровня конкуренции при государственных закупках.
“Необходимо также рассмотреть вопрос об упрощении и сокращении сроков закупочных процедур в сфере строительства и капитального ремонта. Им отведена важная роль в реализации национальных проектов. Кроме того считаю, что повышению уровня конкуренции в закупках может способствовать введение рейтинга добросовестных поставщиков”, – сказала Матвиенко на парламентских слушаниях в Совфеде.
По мнению спикера, действующая линейка механизмов определения поставщиков при проведении госзакупок перегружена, часть из них уже утратили свою привлекательность. “В связи с этим предлагается поддержать инициативу нашего профильного комитета по сокращению количества способов закупок в рамках 44-го федерального закона (о госзакупках)”, – подчеркнула Матвиенко.
Нормативные акты по контрактной системе госзакупок
Матвиенко также предлагает провести полную ревизию нормативных актов по контрактной системе в сфере государственных закупок, так как считает законодательство в этой сфере перегруженным и нестабильным.
“С момента принятия 44-го федерального закона в его текст 60 раз вносились разного рода изменения. Дополнительно действует более 130 подзаконных актов. Как говорят специалисты, нормативное поле контрактной системы уже напоминает минное поле. Считаю, что настало время провести серьезную ревизию нормативных актов в этой сфере”, – сказала сенатор.
Матвиенко подчеркнула, что через систему государственных и муниципальных закупок распределяются значительные финансовые ресурсы. “Только в прошлом году суммарный объем контрактов составил около семи триллионов рублей. Вдумайтесь в эту цифру. А с учетом корпоративных закупок сумма превышает 30 трлн рублей, то есть почти треть ВВП страны. И хотя за последние годы проделана очень большая работа по совершенствованию контрактной системы, но надо откровенно признать, что действующую сегодня систему закупок по-прежнему трудно назвать эффективной”, – сказала она.
Также Матвиенко констатировала, что “задача повышения эффективности контрактной системы на фоне яростной борьбы с коррупцией ушла на второй план”.
“Безусловно, борьба с коррупцией — это исключительно важная государственная задача. Но нельзя допускать, чтобы такие благие намерения приводили к пробуксовке всей системы закупок”, – отметила спикер СФ.
О социальном питании
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предлагает доработать законодательство о закупках для социального питания, чтобы в учреждения соцсферы не поставлялись некачественные продукты.
“Есть особые, я бы сказала, чувствительные сферы жизни, где общие для всех правила закупок не работают. Речь идет, например, о социальном питании”, – сказала спикер, выступая в четверг на слушаниях, посвященных совершенствованию законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок.
Матвиенко посетовала, что закон о контрактной системе содержит бреши, которыми пользуются недобросовестные поставщики. “Отбор поставщиков ведется не по качественному критерию, а по критерию наименьшей предложенной цены. К сожалению, это приводит к тому, что в учреждения соцсферы нередко поставляются некачественные или даже просроченные продукты”, – добавила она.
Госзакупки в электронных магазинах
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предлагает законодательно закрепить порядок госзакупок в электронных магазинах – на региональных электронных площадках.
“Важным инструментом закупок являются региональные электронные площадки или электронные магазины. Полагаю, пришло время на законодательном уровне закрепить порядок проведения закупок с использованием электронных магазинов”, – заявила Матвиенко на слушаниях в четверг по совершенствованию законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок.
Она также отметила, что с начала этого года большинство торгов уже переведены в электронный формат с использованием Единой информационной системы и электронных площадок. “В то же время сама система имеет ряд недостатков. Более того, участники закупок зачастую просто не могут зарегистрироваться в ней из-за большого количества технических неполадок”, – отметила Матвиенко.
Вместе с тем, спикер СФ отметила, что это ни в коем случае не должно привести к монополизации рынка. «Электронных магазинов, в том числе региональных, должно быть много. Именно взвешенный подход к допуску электронных магазинов, поддержка здоровой конкуренции станут стимулами для совершенствования закупочной деятельности».
Банки
Валентина Матвиенко обратила внимание на еще одну важную тему — введение в прошлом году специальных банковских счетов для обеспечения заявок на участие в электронных закупках. «Эта мера должна была упростить подачу заявок на закупки и привлечь новых участников. На деле же участники закупок столкнулись с тем, что банки не всегда подтверждают наличие денежных средств на специальных счетах. Также зачастую ими не проводится блокировка средств на этих счетах, необходимая для участия в электронных закупках. Есть проблемы и с комиссиями банков».
При этом, уточнила спикер СФ, ответственность банков за такие действия или бездействие не предусмотрена. «Надо подумать над предложением Счётной палаты и установить ответственность банков перед участником закупки за несвоевременное блокирование денежных средств».