Предлагается дополнить ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ) положением, предусматривающим возможность изменения по соглашению сторон существенных условий договора, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения договора. Для этого необходимо, чтобы договор был заключен до 1 января 2023 года на срок не менее одного года. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму 16 июня 2022 года.
К обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения договора, планируется отнести в том числе изменение показателей, обуславливающих увеличение цены товара, выполняемой работы, оказываемой услуги более чем на 20%. Проектом предусмотрено, что само изменение цены договора допускается не более чем на 30% от первоначальной цены договора при подтверждении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) изменения показателей, обуславливающих увеличение цены товара, выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заключения, выданного экспертной организацией. При этом изменение цены договора допускается однократно в течение каждого года срока действия договора и не ранее, чем через три месяца с момента его заключения.
В случае отказа заказчика от подписания соглашения об изменении существенных условий договора, договор может быть расторгнут поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в одностороннем порядке путем направления заказчику уведомления о расторжении договора. Вместе с тем планируется установить, что расторжение договора в данном случае не является основанием для внесения поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что Закон № 223-Ф3 не содержит положения, позволяющие изменять цену действующего договора. Отсутствие подобной возможности привело к тому, что поставщики, (исполнители, подрядчики), заключившие долгосрочные договоры, оказались в сложной финансовой ситуации – практически на грани разорения. Авторы инициативы также отмечают, что ст. 451 Гражданского кодекса предусматривается порядок изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, однако в судебной практике сложилась тенденция крайне осторожного применения данной нормы по искам предпринимателей в ситуации, когда они пытаются обосновать свой иск экономическими проблемами, финансовыми кризисами, инфляцией или девальвацией рубля. В большинстве случаев суды отказывали в таких исках со ссылкой именно на то, что соответствующие макроэкономические риски стороны договора вполне могли предвидеть при заключении договора. В результате образовался ряд подходов к определенным обстоятельствам, при которых рассматриваемая ст. 451 ГК РФ неприменима. Разработчики законопроекта приводят следующие примеры:
- инфляционные процессы не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключить вероятность цен в период исполнения сделки (постановление Президиума ВАС РФ от 13 апреля 2010 г. № 1074/10 по делу № А40-90259/08-28-767);
- рост эксплуатационных расходов на содержание жилищного фонда нельзя рассматривать в качестве существенного изменения обстоятельств, которое стороны по договору о передаче объектов на баланс общества не могли разумно предвидеть (постановление Президиума ВАС РФ от 4 марта 1997 г. №1654/96);
- увеличение выраженных в рублях платежей должника по кредитному договору из-за повышения курса валюты долга само по себе не свидетельствует о том, что изменилось соотношение имущественных интересов сторон, по отношению к рублю нельзя расценивать как существенное изменение обстоятельств, которое является основанием для изменения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ (п. 8 обзора судебной практики ВС РФ №1, утв. Президиумом ВС РФ 16 февраля 2017 г.);
- существенное изменение курса иностранной валюты по отношению к российской валюте и рыночных ставок арендной платы по объектам недвижимости не является основанием для изменения или расторжения договора (определение ВС РФ от 7 марта 2017 г. № 305-ЭС17-713 по делу № А40-21052/2016).
Инициатива подготовлена в целях поддержки поставщиков (исполнителей, подрядчиков), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в связи со значительным ростом стоимости сырья в 2021-2022 годах.
Документ: Законопроект № 145001-8