В Кузбассе на днях завершились торги по лоту на сумму почти 140 млн рублей на поставку оборудования “для образовательных организаций в рамках реализации федеральных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа» национального проекта «Образование»”. Закупку провело Минобразования Кузбасса.
Из трех заявок две были признаны несоответствующими требованиям, оставшаяся заявка выиграла – кемеровская компания ООО “Конкорд” взялась поставить необходимое количество необходимых ноутбуков и интерактивных панелей в региональные образовательные учреждения за 138 млн рублей – совсем небольшое снижение цены, уточнили на канале ВЧК-ОГПУ.
Ситуация, когда к тендеру допускается единственный участник, вполне обычная для России, но конкретно в этом тендере привлекают внимание требования к объектам закупки, а именно ноутбукам. Так, в ноутбуке “Тип 1” должно быть не менее 10 (десяти) встроенных USB-портов, в ноутбуке “Тип 2” – не менее 7. Страна происхождения обоих устройств – Российская Федерация.
Риторические вопросы:
- Как выглядит ноутбук с десятью USB-портами.
- Как выглядит работающий ноутбук с десятью USB-портами с одновременно подключенными десятью USB-устройствами.
- Перечислите 10 USB-устройств, которые понадобятся учителю школы одновременно подключить к ноутбуку,
- Как чувствуют себя те, кто подписывают такие требования к ноутбукам и как они обосновывают такие требования?
На самом деле вопросов больше, а посмотреть на физическое воплощение таких устройств действительно интересно. Возможно, они даже нормально работают – и тогда уже интересно познакомиться с инженерами, которые такие устройства разработали, и с производством, на котором эти устройства выпускаются. Но представить ситуацию, когда кому-то – тем более школьному учителю – потребуется 10, да даже и 6 USB-портов довольно трудно. На всех современных ноутбуках редко встретишь 4 USB-порта. Очевидно, что это абсолютно синтетические требования, которые никак не относится к реальным задачам, но которые зато отсекают производителей нормальных устройств.
Борьба за бюджеты вокруг любых нацпроектов разворачивается нешуточная. Производители в погоне за тендерами нещадно демпингуют в убыток себе. В итоге получается не очень радостная картина как для ИТ-рынка в целом, да и для самого нацпроекта “Образование”: за мизерные деньги, за которые поставщики и/или производители обещают поставить товар, вряд ли получится выпустить качественное устройство. А ведь на этих устройствах потом приходится работать российским учителям и обучать российских детей.
Чтобы не выигрывать тендеры себе в убыток, особо “продвинутые” участники закупок и придумывают такие схемы: нужно всего-то прописать в извещении условия под конкретных исполнителей, которые отсекут “неправильных” производителей. Какие это могут быть условия? Например, увеличить число USB-портов. Не удивимся, если скоро появятся “ноутбуки” с двадцатью портами. А может быть уже появились – нужно как следует изучить сайт госзакупок. Печально, что все эти замечательные словосочетания – “Цифровая образовательная среда”, “Современная школа” – превращаются в тыкву.
Редакция “Гражданского контроля государственных закупок” готовит запрос заказчику и поставщику.