В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” отношения, связанные с формированием, размещением и выполнением государственного оборонного заказа, регулируются с учетом положений Гражданского кодекса РФ и законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как следует из п. 6, п. 7 ст. 3 Закона N 275-ФЗ, в рамках размещения оборонного заказа при заключении государственного контракта по государственному оборонному заказу, то есть договора между государственным заказчиком и головным исполнителем, применяется Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Иными словами, заключение и исполнение государственных контрактов в рамках государственного оборонного заказа осуществляется в общих рамках законодательства о контрактной системе, разумеется, с учетом соответствующей специфики (смотрите также ч. 3 ст. 1 и, например, ч. 11 ст. 16, ч. 6 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Сам по себе Закон N 275-ФЗ никаких особых оснований для изменения контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа, не предусматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий, в том числе предмета контракта и цены, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Исчерпывающий перечень постоянно действующих случаев, когда существенные условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в чч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, чч. 65.1-65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ допускают изменение существенных условий некоторых контрактов, заключенных или исполняемых в течение определенного временного промежутка (в 2022 и 2023 годах). При этом пп. 2-4, 10, 13 ч. 1 ст. 95, чч. 65.1, 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ допускают изменение фактически любых условий контракта, в то время как прочие пункты ч. 1 ст. 95 и ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ устанавливают возможность изменения только отдельных, поименованных в них условий – количества товаров, объема работ или услуг, цены контракта, его срока.
Соответственно, в настоящее время изменение твердой цены контракта предусмотрено Законом N 44-ФЗ в следующих случаях:
1. По свободно достигаемому соглашению сторон контракта, наряду с прочими условиями:
1.1. Постоянно – при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству или реконструкции, или по капитальному ремонту, или по сносу объекта капитального строительства, или по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее – строительные работы), работ по геологическому изучению недр, по контрактам жизненного цикла и иным, предусматривающим одновременно выполнение работ по проектированию и строительных работ. При этом изменение цены контракта допускается не более чем на 10% цены контракта, но не обязательно пропорционально изменению объема исполнения (п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
1.2. До 31 декабря 2023 года – при изменении по контракту, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, количества поставляемых товаров не более чем на 30% пропорционально изменению объема исполнения (ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
1.3. Постоянно – при изменении по предложению заказчиков, являющихся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, гражданской обороны и ряду других областей, количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги по контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа, пропорционально изменению объема исполнения, без ограничения масштабов такого изменения, при условии, что Правительством РФ принято решение о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренное п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне” (п. 1.4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
1.4. Постоянно – при изменении по предложению заказчика предусмотренных любым контрактом, помимо вышеперечисленных, количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10%. При этом при уменьшении объема исполнения по контракту его стороны обязаны уменьшить цену пропорционально изменению объема, при увеличении объема исполнения стороны вправе увеличить цену контракта, не обязательно пропорционально (подп. 1.2 п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
1.5. Постоянно – контрактов некоторых категорий, заключаемых с единственным контрагентом в соответствии с требованиями специального отраслевого законодательства РФ или иностранного законодательства, без каких-либо дополнительных оснований, условий и ограничений (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
1.6. До 31 декабря 2023 года – контрактов некоторых категорий, заключаемых с единственным контрагентом, без каких-либо дополнительных оснований, условий и ограничений (ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
2. По решению высшего органа исполнительной власти соответствующего уровня – Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации, наряду с прочими условиями, при возникновении независящих от сторон обстоятельств, делающих невозможным исполнение на прежних условиях:
2.1. Постоянно – особо финансово крупных (цена которых составляет или превышает предельные размеры, установленные постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186), долгосрочных (продолжительность три года и более – для федеральных нужд и нужд субъекта РФ, один год – для муниципальных нужд) контрактов без каких-либо дополнительных оснований, условий и ограничений (пп. 2-4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
2.2. Постоянно – контрактов, предметом которых является выполнение строительных работ, работ по геологическому изучению недр, контрактов жизненного цикла и иных, предусматривающих одновременно выполнение работ по проектированию и строительных работ, невозможность исполнения которых может быть вызвана, помимо прочего, необходимостью внесения изменений в проектную документацию, цена которых составляет или превышают предельные размеры, установленные постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186, а также контрактов, предметом которых является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которых составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ, заключенных на срок не менее одного года. Такое изменение допускается при условии, что цена и срок исполнения (не включая срок получения положительного заключения экспертизы изменений проектной документации) контракта увеличатся не более чем на 30% (пп. 8, 13 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
2.3. Постоянно – контрактов жизненного цикла и иных, предусматривающих одновременно выполнение работ по проектированию и строительных работ, если сметная стоимость строительных работ, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта, при условии, что цена контракта увеличится не более чем на 30% (п. 11 ч. 1 ст. 95 Закон N 44-ФЗ).
2.4. Контрактов, заключенных до 1 января 2024 года, – независимо от предмета без каких-либо дополнительных оснований, условий и ограничений (ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
3. Вследствие изменения законодательства, а именно:
3.1. Изменения регулируемых в соответствии с законодательством РФ цен (тарифов) на товары, работы, услуги (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
3.2. Уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
4. Постоянно – контрактов жизненного цикла и иных, предусматривающих одновременно выполнение работ по проектированию и строительных работ, если сметная стоимость строительных работ, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, оказывается ниже предусмотренной при заключении контракта, цена контракта должна быть уменьшена на соответствующую разницу (ч. 1.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
5. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий