Депутаты Госдумы В.М. Резник, Е.Е. Марченко, Р.К. Хуснулин и член Совета Федерации Л.Н. Бокова внесли на рассмотрение нижней палаты парламента проект федерального закона № 886268-7 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ и статью 4 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“».
В пояснительной записке к документу подчеркивается, что его цель – защитить права и законные интересы клиентов кредитных организаций – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц при реализации кредитными организациями рекомендаций Банка России по управлению рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
На практике такие рекомендации Банка России безусловно применяются банками, в результате чего в отношении отдельных категорий клиентов либо отдельных видов операций банками вводятся явно дискриминационные тарифы (условия обслуживания), нарушающие законные права и интересы добросовестных экономических агентов.
Наиболее показательный пример, отмечают авторы инициативы, – практика установления тарифов на переводы денежных средств со счетов клиентов – юрлиц и ИП на банковские счета клиентов – физлиц.
Редакция посмотрела тарифы на расчетно-кассовое обслуживание Сбербанка пункт 1.3.2. Максимальный тариф в 8% предусмотрен на сумму платежа свыше 5 млн. рублей, т.е. в деньгах, комиссия за одно такое платежное поручение составит минимально 400 тыс. рублей.
Авторы проекта также ссылаются на позицию ФАС России, у которой вопрос установления кредитными организациями указанных прогрессивных тарифов для клиентов, приводящей к значительному удорожанию банковских услуг для всех участников рынка, в том числе добросовестных, вызывает серьезную обеспокоенность в части экономической обоснованности, правомерности и эффективности применения таких тарифов.
В связи со всеми этими обстоятельствами предлагается внести изменение в ст. 29 Закона о банках и банковской деятельности, предусмотрев, что размер комиссий по операциям по переводу денежных средств со счетов юрлиц и ИП на счета физлиц не может быть обусловлен назначением платежей либо суммами переводов. Также размер взимаемой комиссии не может обуславливаться изменением или расторжением договора банковского счета с клиентом.
Одновременно в Закон № 115-ФЗ вносятся изменения, прямо устанавливающие, что меры экономического характера, применяемые банками к их клиентам в связи с исполнением Закона № 115-ФЗ, не являются мерами, направленными на противодействие легализации преступных доходов.