ФАС России рассмотрит вопрос, волнующий многих участников закупок, особенно в сфере строительства. Пятый пункт в плане работы Общественного совета при ФАС России на 2024 год: «О правовых последствиях и ответственности для нарушителей после обращений ФАС России в правоохранительные органы, в связи с предоставлением заведомо недостоверной информации участниками закупок, использованием подложных договоров для участия в государственных закупках».
Проблема предоставления недостоверных сведений для победы в торгах стало достаточно частым явлением, с которым сталкиваются заказчики во всех субъектах РФ.
Прикладывая в составе заявки подложные договора на якобы исполненные работы (выполненные услуги), недобросовестные участники закупок «накручивают» себе опыт и квалификацию. Это дает им возможность становится победителями конкурсов и заключать госконтракты по цене, выше предложенной добросовестными участниками.
На проблему предоставления сфальсифицированных договоров не раз обращал внимание руководитель ФАС России Максим Шаскольский.
В Общественный совет при ФАС России также поступают обращения содержащие информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе. Предоставление подложных договоров в составе заявки для участия в конкурсах.
По результатам проведения внеплановых проверок ФАС России (территориальный орган) выявляют такие нарушения и передают материалы дел в правоохранительные органы (часть 29 статьи 99 Закона 44-ФЗ) для рассмотрения вопроса о принятии мер уголовно-правового характера.
Складываются ситуации, при которой ФАС России (территориальный орган) выявил нарушение (признаки состава преступления), т.е. контрольный орган провел работу передал материалы дел в правоохранительные органы. Однако дальнейшая судьба проделанной работы контрольного органа неизвестна.
Фактически ФАС России (территориальный орган) подает сообщения о преступлении, которое должно быть рассмотрено в рамках статей 144-145 УПК РФ.
Правоохранительные органы обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение. Возбудить уголовное дело либо отказать.
Вместе с тем, как мы понимаем, принятие решений со стороны правоохранительных органов затягиваются либо такие сообщения о преступлении игнорируются.
Не реагирование правоохранительных органов на такого рода сообщения, дает недобросовестным участникам закупок возможность и дальше нарушать закон, извлекая прибыль из своих противоправных действий,
– отмечают добросовестные участники торгов.
Если у вас есть информация о таких недобросовестных победителях «накрутивших» себе опыт и квалификацию, обращайтесь в редакцию.
Документ: План работы Общественного совета при ФАС России на 2024 год
Дмитрий Доброштан, юрист, член Общественного Совета при ФАС России