В аналитическом центре при Правительстве РФ обсудили ключевые показатели эффективности (КПЭ) закупок

В аналитическом центре при Правительстве РФ обсудили ключевые показатели эффективности (КПЭ) закупок

Доля неконкурентных закупок, уровень конкуренции за лот, жалобы в ФАС или сроки проведения закупочной процедуры – о КПЭ для закупочных подразделений на 3-м заседании Дискуссионного клуба закупщиков рассказал начальник Управления конкурентной политики и методологии закупок АЦ Павел Тихомиров. Эффективность закупок можно и нужно измерять, отметил докладчик.

Эффективность работы закупочных подразделений отражается не только на составе и уровне затрат компании, но и на ее репутации. А если речь идет о субъектах закона №223-ФЗ, то соответствие выстроенных в компании закупочных процедур ожиданиям регуляторов в значительной степени влияет на принятие управленческих решений о необходимости корректировки закупочного законодательства.

Для оценки деятельности закупочных подразделений устанавливаются ключевые показатели эффективности (КПЭ). Критерий экономической эффективности здесь не применим, тем не менее большинство наблюдаемых показателей явно влияют на состав и уровень затрат компании, отметил эксперт.

«Например, показатель доли неконкурентных закупок отражает сегмент договоров, при заключении которых не использовались преимущества рыночной экономики, призванной сдерживать объективный уровень цен за счет конкурентной борьбы, – рассказал Тихомиров. – Если этот показатель отслеживается государственными контрольными органами или государством как собственником, а в компании его уровень выше среднего по стране, то при условии отсутствия объективных причин задача снижения доли неконкурентных закупок может быть включена в показатели КПЭ закупочного подразделения».

Еще один возможный показатель – уровень конкуренции за лот или среднее число поданных / допущенных заявок, отметил эксперт.

«Данный показатель отражает государственную политику по развитию конкуренции, а с точки зрения компании косвенно подсвечивает недополученную экономию, – пояснил он. – Низкий показатель конкуренции может быть следствием и ограниченности рынка, и возможных злоупотреблений заказчика, и даже картельного сговора». Если руководство компании считает данные показатели важными и негативно влияющими на экономические результаты предприятия, то показатель уровня конкуренции может появиться в КПЭ закупочного подразделения.

Доля обоснованных жалоб в ФАС также может стать КПЭ для закупочного подразделения.

Этот показатель не связан с экономическими характеристиками, но очень важен с репутационной точки зрения, уверен Тихомиров. По наличию высокой доли обоснованных жалоб можно судить о качестве системы закупок, квалификации сотрудников и отношении руководства к этому факту.

Нельзя не учитывать и негативное влияние обоснованных жалоб на сроки и даже результаты проведения закупки, отметил эксперт. Он привел данные отчета Минфина о мониторинге закона 223-ФЗ за 2020 год, где отмечается, что ФАС рассмотрела 12,9 тысяч жалоб и признала обоснованными 35%, а по 44-ФЗ доля обоснованных жалоб составила 30%.

Еще ряд показателей эффективности в явном виде не отслеживаются государственными органами, но напрямую влияют на внутреннюю эффективность деятельности предприятия и обеспечение производственных задач, считает Тихомиров.

«Есть примеры, когда у крупных заказчиков сроки проведения одной процедуры с учетом всех запросов, переносов, продлений, жалоб и рассмотрений длились больше 9 месяцев. Если такая вялотекущая работа становится частой практикой, то появление среди КПЭ показателя снижения сроков протекания закупочных процессов становится логичным ответом руководства на сложившуюся ситуацию».

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...