С 1 июля 2019 г. изменился порядок доступа к участию в электронных закупках отдельных видов товаров, работ, в отношении участников которых Правительством установлены дополнительные требования.
Участники закупок с дополнительными требованиями обязаны проходить проверку документов на площадке, чтобы только потом принять участие в закупке в рамках части 12 статьи 24.2 Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, правила взаимодействия таких поставщиков с площадками правительство выпустило только сейчас.
Установлено, какие документы и информацию участники предоставляют оператору, как направляется уведомление о размещении или об отказе в размещении материалов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Скорректированы порядок функционирования ЕИС в сфере закупок и дополнительные требования к операторам электронных площадок.
Самое важное здесь то, что операторы не осуществляют юридическую проверку документов, представленных участником закупки, подтверждающих их опыт. Это, по-прежнему, прерогатива комиссии заказчика при рассмотрении вторых частей заявок
В отношении полномочий операторов площадок речь идет только о формальной проверке документов: главное, чтобы участник закупки направил оператору требуемый пакет документов по каждому виду товаров, работ или услуг, которые предусмотрены Приложением № 1 к постановлению правительства № 99, а также указал в отдельной графе на площадке стоимость исполненного контракта, которая не может превышать цены контракта, копия которого направляется поставщиком оператору площадки. Полный пакет документов предусмотрен постановлением.
Отдельно прикреплять документы по вторым частям, подтверждающим опыт, если они уже были включены в реестр на площадке, поставщику не требуется, их направит заказчику площадка. После включения документов в реестр на площадке участник может вносить в них изменения, ответственность за достоверность таких сведений несет только участник закупки.
Очевидно, что это положение декларативно и просто прикрывает тот факт, что процедура проверки оператором площадки документов участников не имеет никакого отношения к предварительной квалификации, поскольку площадки не осуществляют юридической экспертизы представленных компаниями документов
Обращаем внимание на то, что правила действуют только в отношении случаев проведения заказчиками электронных аукционов с дополнительными требованиями по перечню позиций, установленных приложением № 1 к постановлению № 99.
Отсутствие документов на площадке в отношении аукциона с дополнительными требованиями будет влечь возврат оператором площадки заявки поставщику в рамках п. 6 ч. 11 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.
Напротив, если заказчик проводит, например, электронный конкурс с ограниченным участием с доптребованиями, то участник не обязан проходить проверку документов на соответствие доптребованиям на площадке, а направляет их в составе второй части заявки, пишут на канале Госзакупки и госзаказ.
Руководствоваться новым порядком взаимодействия следует с 25 сентября 2019 г., а пока можно работать в рамках функционала площадок, реализованного с 1 июля 2019 г.