Заказчика наказали за выбор неконкурентного способа закупки. Какую позицию занял Верховный Суд РФ?
Заказчик закупал у единственного исполнителя услуги по изъятию тканей человека для трансплантации. Данная услуга в силу закона может оказываться исключительно государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, включенными в специальный Перечень.
Антимонопольный орган усмотрел в действиях заказчика нарушение: по его мнению, применение п.6 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ в данном случае неправомерно.
Заказчик оспорил решение УФАС в судебном порядке.
Что решили суды?
Суды трех инстанций с заказчиком согласились. Учреждение, с которым заключен контракт, включен в Перечень. Это достаточно для заказчика, чтобы заключить контракт с учреждением неконкурентным способом на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ.
Однако Верховный Суд РФ признал такую позицию ошибочной:
- заказчик обязан соблюдать принцип обеспечения конкуренции, для этого следует преимущественно обращаться к конкурентным способам закупки;
- в Перечень учреждений, наделенных правом оказывать услугу, включено более 200 организаций федерального и регионального уровней. Это значит, что выбранный заказчиком исполнитель не единственный, кто мог бы выполнить контракт;
- заключая контракт неконкурентным способом, заказчик ограничил другим учреждениям возможность принять участие в закупке.
Решения нижестоящих судов отменены. Позиция УФАС признана обоснованной.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2023 г № 305-ЭС23-9643 по делу № А40-76838/2022