В настоящее время уголовно наказуемыми являются нарушения законодательства о контрактной системе, если они причинили крупный ущерб (более 2 250 000 руб.) и совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 200.4 Уголовного кодекса РФ).
И если корыстные цели в целом понятны (стремление путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера), то понятие «иная личная заинтересованность», по мнению авторов законопроекта, является слишком неоднозначным.
Под иной личной заинтересованностью понимается стремление извлечь выгоды неимущественного характера для себя или других лиц, в том числе получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, например в трудоустройстве или продвижении по службе своего родственника.
Также может рассматриваться в качестве проявления иной личной заинтересованности стремление в результате допущенного нарушения получить поощрение по службе, государственную или иную награду, занять более высокую должность и т. п. (п. 12.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Однако даже с учетом имеющихся разъяснений авторы законопроекта считают понятие «иная личная заинтересованность» слишком широким, что создает риски привлечения к уголовной ответственности практически за любое нарушение в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба.
В связи с этим иную личную заинтересованность как признак состава преступления предложено исключить.
Отметим, что в ходе рассмотрения законопроекта также предлагалось вместо исключения данного понятия уточнить его непосредственно в примечании к ст. 200.4 Уголовного кодекса РФ (в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ), однако данная поправка была отклонена.
Таким образом, в случае принятия законопроекта уголовная ответственность в сфере закупок будет возможна только за нарушения, совершенные с корыстной целью.
Законопроект одобрен Государственной Думой РФ.
Документ: Законопроект № 106973-8