У Счетной палаты есть вопросы и к закупочной деятельности АО «Курорты Северного Кавказа»

У Счетной палаты есть вопросы и к закупочной деятельности АО «Курорты Северного Кавказа»

Счетная палата провела проверку в АО «Курорты Северного Кавказа» (АО «КСК»). Общество является ключевым институтом развития туркластера на Кавказе и управляющей компанией особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа (ОЭЗ).

Проверка показала, что, несмотря на имеющиеся преференции, АО «КСК» в 2018 году не достигло поставленных стратегических целей и не обеспечило запланированный рост турпотока и рабочих мест в регионе.

«При создании туркластера были определены три ключевые цели. Это – создание резидентами особых экономических зон (ОЭЗ) в 2018 году более 12 тыс. рабочих мест, получение выручки от продажи продукции в объеме 8 млрд рублей, а также ежегодный уровень туристического потока к 2020 году до 2 млн человек. По факту ни одна из этих целей в 2018 году не была достигнута. В 2018 году регион посетили только 683 тыс. человек, создано всего 619 рабочих мест. При этом единая методика определения количества созданных рабочих мест не определена», – сообщила на Коллегии аудитор Светлана Орлова.

Объем привлеченных резидентами в ОЭЗ инвестиций незначителен и составил чуть более 2 млрд рублей или 8% заявленного объема. При этом 29 из 33 зарегистрированных резидентов нарушили свои обязательства в части вложения инвестиций на общую сумму 21 млрд рублей.

Отсутствует необходимый инструментарий, в том числе статистический, для оценки влияния ОЭЗ на социально-экономическое развитие макрорегиона. Та оценка, которую осуществляет Минэкономразвития, не отражает роста отраслей туризма, санаторно-курортной сферы и производства новых видов продукции и требует пересмотра.

С момента создания ОАО «КСК» получило из федерального бюджета 31,4 млрд рублей. Из них 8,5 млрд рублей пошли на содержание самого Общества, свыше 20 млрд рублей – на приобретение и строительство инфраструктуры ОЭЗ. При этом механизм финансирования Обществом строительства объектов инфраструктуры непрозрачен.

«Общество финансировало одни и те же объекты инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций, которые ежегодно предоставлялись в рамках соответствующего договора. Планируемые сроки строительства неоднократно переносились, менялся состав объектов и их сметная стоимость. Кроме того, АО «КСК» перераспределяло средства между объектами инфраструктуры туристско-рекреационных комплексов», – отметила аудитор.

К затягиванию сроков строительства объектов инфраструктуры и оттоку потенциальных резидентов приводило несоблюдение сроков разработки документации и несвоевременное решение земельных вопросов.

Дальнейшего совершенствования требует и система управления АО «КСК».

Проверка показала, что на протяжении последних трех лет организация несет убытки. Только в 2018 году они составили 1,3 млрд рублей. Выстроенная система мотивации менеджмента формальна. Ключевые показатели эффективности деятельности Общества ежегодно корректировались.

Есть вопросы и к закупочной деятельности АО «КСК». В 2018-2019 гг. экономия по итогам закупок Общества составила менее одного процента от начальных цен. Всего АО «КСК» заключило 345 договоров закупки на 2,2 млрд рублей. Почти 40% из них – это неконкурентные закупки и 59,7% – договоры с единственным поставщиком. Одна из причин низкой эффективности закупок – отсутствие в 223-м законе требования обоснования начальной цены и перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

«Несмотря на отрицательные результаты деятельности, финансовая политика «Курортов Северного Кавказа» не была в полной мере ориентирована на снижение затрат и экономию ресурсов», – констатировала Светлана Орлова.

По мнению аудитора, для полноценного развития туркластера необходимо изучить имеющийся международный опыт, провести исследование рынка специалистов и организовать подготовку необходимых квалифицированных кадров.

Генеральный директор АО «КСК» Хасан Тимижев, который присутствовал на Коллегии, заявил, что все замечания будут устранены. «Сейчас мы отрабатываем поручение Правительства по оптимизации и финансированию содержания объектов инфраструктуры, в том числе за счет строительства коммерческих объектов», – сообщил он.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...