Упраздненное в 2018 г. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) практически не контролировало реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения, выявленные Счетной палатой в ходе проверки Института мозга человека им. Бехтеревой и Дирекции единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту.
Учреждения допускали нарушения при обосновании начальной максимальной цены контрактов, изменяли существенные условия контрактов, принимали и оплачивали работы, не соответствующие условиям контрактов, а также невыполненные работы. Также систематически нарушались и переносились сроки ввода объектов в эксплуатацию. По состоянию на декабрь 2018 г. Дирекция ввела в эксплуатацию лишь 1 из 23 объектов капитального строительства.
Такие выводы содержаться в бюллетене Счетной палаты за июль 2019 г.
Выборочная проверка закупок ИМЧ РАН и ФКУ «ДЕЗ СКиТР», оказавших существенное влияние на ход реализации бюджетных инвестиций, выявила нарушения и недостатки при планировании, формировании документации о закупках и заключении контрактов, повлиявшие на эффективность и результативность расходования бюджетных средств. Так, были выявлены нарушения при описании объектов закупок, искусственное расширение объектов закупок, которые привели к ограничению конкуренции. Также проверка показала нарушения при обосновании (расчете) начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), неправомерный выбор способов определения подрядчиков (поставщиков, исполнителей), заключение государственных контрактов при непредставлении заказчику надлежащего обеспечения их исполнения.
Общая экономия по результатам осуществления ИМЧ РАН закупок, осуществленных за счет средств бюджетных инвестиций в 2013–2016 годы (разность между начальной (максимальной) ценой контракта/лота, указанной в извещении, и стоимостью контракта), составила 18 653,2 тыс. рублей (1,35 %).
При этом основной объем экономии был получен Институтом по результатам осуществления пяти закупок, экономия по которым составила 13 344,3 тыс. рублей, или 71,5 % от общего объема полученной экономии.
Общая экономия средств по результатам проведения конкурентных процедур закупок ФКУ «ДЕЗ СКиТР» за счет средств бюджетных инвестиций в период 2015–2018 годов, составила 150 335,18 тыс. рублей (3,67%), что является достаточно низким показателем экономности. В результате проверки были установлены множественные факты участия в закупках, проводимых учреждением, исключительно двух организаций (ООО «ПрогресСервис», в дальнейшем переименованного в ООО «ПСК Строймонолит», и ООО «Велес-Строй») с признаками «картеля». Во всех указанных закупках в результате проведения процедуры определения подрядчика (поставщика) НМЦК (в общей сумме 1 553 842,0 тыс. рублей) была снижена ровно на 1 % и определен один и тот же победитель – ООО «ПСК Строймонолит». При проведении контрольного мероприятия установлено, что в ходе исполнения государственных контрактов была увеличена цена по 8 государственным контрактам, заключенным по результатам проведения конкурентных процедур с 2015 года, на общую сумму 149 267,37 тыс. рублей, по одному государственному контракту цена контракта была уменьшена на 77,55 рубля.
Таким образом, фактическая экономия в 2015–2018 годы с учетом изменения цен заключенных государственных контрактов (разница между суммой НМЦК и суммарной стоимостью заключенных контрактов) составила всего 1 067,8 тыс. рублей или 0,03 %.
Объекты контрольного мероприятия осуществляли приемку и оплату фактически невыполненных строительных и монтажных работ и оплачивали работы и товары, не предусмотренные утвержденной проектной и сметной документацией и условиями государственных контрактов.
Счетная палата выяснила, что в ходе строительства (реконструкции) выполнялись и принимались строительно-монтажные работы, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, что генерирует риски получения небезопасных для эксплуатации объектов капитального строительства.
Систематически нарушались первоначально установленные сроки ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, что обуславливает удорожание стоимости строительства объектов и неэффективное расходование бюджетных средств.
Общий объем нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, составляет около 2,8 млрд рублей.
Материалы проверочных мероприятий направлены в Генеральную прокуратуру.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Совет Федерации и Государственную Думу.