Требование о предоставлении информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с приложением необходимых документов согласуются с требованиями пункта 1, подпункта 1 пункта 3, пунктам 6, 7 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Стандарта осуществления закупочной деятельности, опубликованном на официальном сайте ФАС России 27.07.2015, направленным на предотвращение коррупции, недопущение конфликта интересов и других злоупотреблений.
Спорные требования установлены для всех участников конкурса, все участники представили требуемые сведения, следовательно, заказчик обеспечил равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам.
Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, следует из постановления АС Северо-Западного округа, поддержанного Верховным Судом.
Оспариваемым решением антимонопольного органа, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энергосистемы» на действия организатора торгов (ООО «ППТК») при организации и проведении открытого конкурентного отбора для нужд ПАО «ТГК № 1», выразившиеся в установлении в документации о закупке требований, нарушающих положения Закона № 223-ФЗ, организатору торгов выдано предписание об устранении нарушений организации и проведения запроса предложений.
Не согласившись с указанными ненормативными актами, общество обратилось в суд.
Рассматривая спор, суды трех инстанций признали законным и не противоречащим принципам свободы предпринимательской деятельности установление заказчиком в документации о закупке повышенных требований к участникам об обеспеченности специалистами высокого уровня квалификации.
Суды также признали правомерным установление заказчиком в документации требований о предоставлении участниками информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), с приложением необходимых документов, в связи с отсутствием признаков дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам.
В этой связи судами признаны незаконными оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа в указанных выше частях.
Вместе с тем, суд округа, отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций в части, признал незаконным установление заказчиком в документации о закупке права завершить процедуру конкурентного отбора полностью или в части отдельных лотов без заключения договора в случае изменения (отсутствия) финансирования, изменения (необходимости изменения) технических решений, исходя из которых планировалось осуществление конкурентного отбора, в случае выявления необходимости внесения изменений в план закупки заказчика, мотивировав такой отказ условием эффективного расходования денежных средств.
При этом суд округа исходил из положений частей 5 и 7 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, согласно которым заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Придя к выводу об отсутствии у заказчика права на отказ от заключения договора по результатам торгов кроме случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 223-ФЗ, и наличии в действиях организатора торгов нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 7 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, суд округа признал законными решение и предписание антимонопольного органа в указанной части, отменив судебные акты и отказав в удовлетворении требования заявителя в данной части.
Документ: Определение ВС РФ от 28.02.2022г № 307-ЭС21-29658 по делу № А56-45598/2020