Типовой контракт — это готовая форма соглашения, которую заказчики обязаны использовать, когда составляют документацию о закупке. В октябре законодатели пополнили библиотеку новыми обязательными шаблонами.
Типовые контракты, типовые условия контрактов применяются заказчиками только после их размещения в отдельном разделе Единой информационной системы.
Типовые контракты — сравнительно новый институт, поэтому неизбежно возникновение вопросов о том, как применять типовые контракты, типовые условия контрактов, можно ли заказчикам изменять предусмотренные в них правила и т. д.
10 октября в ЕИС разместили новую редакцию типового контракта в сфере строительства, которая станет обязательной с января 2020 г.
Летом срок вступления в силу типового контракта перенесли, поскольку не успели внести изменения в контракт в рамках Закона № 71-ФЗ.
“Но и в доработанной версии оказались противоречия с Законом № 44-ФЗ. Вопрос о том, что делать заказчику в случаях, когда типовой контракт не соответствует закону, следует всегда решать в пользу норм закона (ст. 422 ГК РФ)”, поэтому на канале Закупки и госзаказ рекомендуют заказчикам применять типовой контракт с учетом действующей редакции 44-ФЗ.
Итак, типовой контракт на строительство:
- не соответствует новым правилам определения размера штрафа для МСП и случаев, когда аукцион идет на право заключения контракта; формулировка о фиксированном размере штрафа также не может использоваться в контракте, равно как и положение о том, что общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) не может превышать цены контракта (речь должна идти только о сумме штрафа) (пункты 10.4, 10.5, 10.6, 10.9, 10.10 контракта); нужно будет руководствоваться новой редакцией Постановления № 1042, а не типовым контрактом;
- предусматривает условие о замене подрядчиком обеспечения контракта в форме банковской гарантии (пункт 11.4), которое не соответствует ч. 30 ст. 34 Закона № 44-ФЗ: действие гарантии не прекращается в случае отзыва ЦБ лицензии у банка, выдавшего участнику закупки гарантию; неверно определяется в типовом контракте и момент, с которого подрядчик должен заменить обеспечение;
- регулирует порядок возврата заказчиком подрядчику денежных средств в обеспечение контракта (пункт 11.5), игнорируя ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в новой редакции;
- предусматривает право пролонгации срока действия контракта на месяц в условиях форс-мажора (пункт 13.4), а также на срок просрочки заказчика в исполнении им встречных обязанностей по отношению к подрядчику (пункты 2.5, 13.12), что запрещено Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
- разработчики контракта придумали новое обязательное основание для расторжения заказчиком подрядного контракта в виде просрочки подрядчика на период более 1/3 срока окончания строительства, предусмотренного графиком (пункт 13.13.2) – такого условия просто нет в ГК РФ и 44-ФЗ;
- допускает изменение цены только в пределах 10%, в то время как Закон № 44-ФЗ допускает в ряде случаев изменение цены и срока контракта в пределах 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95), а также возможность однократной пролонгации контракта на срок его действия (п. 9 ч. 1 ст. 95) (пункт 13.8);
- содержит запрет уступки права требования (раздел 16), который не предусмотрен 44-ФЗ и Бюджетным кодексом.
Все замечания к типовому контракту специалисты канала Закупки и госзаказ выделили маркером (скачать).