В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Скорректирован перечень заказчиков по Закону N 223-ФЗ, которые обязаны осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции
Из Перечня конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р, исключены:
– Акционерное общество “Уфимское научно-производственное предприятие “Молния”, г. Уфа;
– Публичное акционерное общество “РАО Энергетические системы Востока”, г. Хабаровск.
Указанные изменения вступили в силу 24 июня текущего года.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. N 1683-р
Подробнее
2.Кабмин разрешил корректировать параметры госконтрактов на ремонт дорог в связи с санкциями
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 № 1148
Подробнее👇🏻
3.Опубликовали закон о снижении порога для офсетных госконтрактов
Документ: Федеральный закон от 28.06.2022 N 231-ФЗ
Подробнее
https://gkgz.ru/opublikovali-zakon-o-snizhenii-poroga-dlya-ofsetnyh-goskontraktov/
4.Дополнен перечень случаев, в которых допускается изменение существенных условий контрактов
Документ: Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 231-ФЗ
Подробнее
5.Утверждены особенности процедуры казначейского сопровождения для государственных и муниципальных контрактов в 2022 году
Документ: Постановление от 1 июля 2022 года №1182
Подробнее
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Госзакупки и прослеживаемость: счета-фактуры уже можно выставлять в единой информационной системе
С 1 октября заработают поправки к порядку выставления и получения счетов-фактур по ТКС. В него добавили правила для единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).
ФНС отметила: использовать ЕИС, чтобы выполнять обязанности, связанные с прослеживаемостью, можно и сейчас. Участники оборота прослеживаемых товаров могут формировать в системе электронные счета-фактуры и включающие их документы о приемке.
Документ: Письмо ФНС России от 25.05.2022 N ЕА-4-15/6374@
Подробнее
2.Минфин опубликовал письмо о применении постановления Правительства РФ от 23 мая 2022 г. № 937
Минфин России опубликовал письмо «O применении постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2022 г. № 937 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571».
Поставщики, отказавшиеся от исполнения госконтрактов, из-за санкций, наложенных на заказчика, не смогут участвовать в закупках.
Документ: Письмо Минфина России от 27.06.2022 № 24-01-09/61077
Подробнее
3.Минпромторг вернется к балльной системе оценки страны происхождения медтехники
Подробнее
https://gkgz.ru/minpromtorg-vernetsya-k-ballnoj-sisteme-otsenki-strany-proishozhdeniya-medtehniki/
4.Разъяснен порядок применения ответных специальных экономических мер при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
Специалисты Минфина России полагают, что в целях соблюдения Указа Президента РФ от 03.05.2022 N 252 “О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций” (далее – Указ N 252) при подготовке извещения заказчики на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ должны устанавливать требование в том числе о том, что участник закупки не является лицом, находящимся под соответствующими санкциями.
Документ: Письмо Минфина России от 9 июня 2022 г. N 24-06-06/54846
Подробнее
5.Закон о «выращивании» малого бизнеса для участия в закупках принят Госдумой
Документ: Законопроект № 9703-8
Подробнее
https://gkgz.ru/zakon-o-vyrashhivanii-malogo-biznesa-dlya-uchastiya-v-zakupkah-prinyat-gosdumoj/
6.Иноагентам запретили участвовать в госзакупках
Документ: Законопроект № 113045-8
Подробнее
https://gkgz.ru/inoagentam-zapretili-uchastvovat-v-v-goszakupkah/
7.Минфин рассказал об особенностях реализации запрета на участие в закупках по Закону N 44-ФЗ лиц, исполняющих антироссийские санкции
Документ: Письмо Минфина России от 27 июня 2022 г. N 24-01-09/61077
Подробнее
8.Рассмотрен вопрос о сокращении сроков оплаты контрактов в строительстве
Документ: Письмо Минстроя России от 16.05.2022 N 21357-ВК/08 “О сокращении сроков оплаты контрактов в строительстве”
Смотрим
https://gkgz.ru/rassmotren-vopros-o-sokrashhenii-srokov-oplaty-kontraktov-v-stroitelstve/
9.Правительство РФ может получить право на привлечение любого бизнеса для выполнения ГОЗ
Соответствующий Законопроект № 155680-8 был внесен правительством РФ на рассмотрение Госдумы.
Смотрим
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Оператор удержал обеспечение третьей заявки — ВС РФ согласился взыскать неосновательное обогащение
Документ: Определение ВС РФ от 14.06.2022 N 303-ЭС22-8443
Подробнее
2.ВС РФ: объект по госконтракту построили качественно, но отступили от проекта — работы нужно оплатить
Документ: Определение ВС РФ от 17.06.2022 N 302-ЭС22-9204
Подробнее
3.ВС РФ: Требование организатора торгов о подаче заявки только лично на бумажном носителе ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц
Способы подачи заявки должны быть разнообразны и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе. Определение способа подачи заявки на участие в аукционе посредством только личного участия, ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации. Положения статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителям конституционное право на обращение в органы власти только путем непосредственного личного присутствия, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 27 июня 2022 года №304-ЭС22-10602 по делу № А46-10936/2021
Подробнее
4.УФАС напомнило: позицию доптребований в госзакупке определяют с учетом проектной документации
Документ: Решение Татарстанского УФАС России от 15.06.2022 по делу N 016/06/31-917/2022
Подробнее
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Предприятие является изготовителем продукции по государственному оборонному заказу. В государственных закупках по продукции участвует разработчик – другое юридическое лицо. Разработчик направил изготовителю проект договора поставки с графиком поставок до 2024 года и требует установить твердую цену до 2024 года. В связи с наступлением санкционного периода увеличились риски предприятия-изготовителя, связанные с инфляционными процессами, в том числе с подорожанием материалов (в которые входят драгоценные металлы) и комплектующих, пересмотром зарплаты в связи с проведением индексации и т.д.
Обязан ли поставщик головного исполнителя по государственному оборонному заказу устанавливать фиксированные цены? Можно ли колебания цен на рынке отнести условиями договора к форс-мажору?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поставщик головного исполнителя государственного оборонного заказа не обязан соглашаться с предложенным ему условием договора поставки об установлении твердых цен на длительный (три года) период.
Признание тех или иных обстоятельств обстоятельствами непреодолимой силы является вопросом оценки и не зависит от условий договора.
Обоснование вывода:
2.Заключен договор о выполнении работ согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Срок выполнения работ – 31.05.2022.
Можно ли заключить дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ (положение о закупке этот вопрос не регулирует)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если это не противоречит утвержденному заказчиком положению о закупке и договору, а изменение срока обусловлено объективной необходимостью, стороны вправе продлить срок выполнения работ (в том числе и после его истечения).
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-o-prodlenii-srokov-vypolneniya-rabot-po-dogovoru-223-fz/
3.Часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) предусматривает, что в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В силу п. 1 ч. 13 статьи 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ отдельные этапы исполнения контракта являются его существенными условиями.
В зависимости от наличия или отсутствия этапов исполнения контракта возникают особенности приемки и оплаты работ по контракту. Частью 5 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Относится ли случай, предусмотренный частью 5 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ, к единственному, допускающему включать в проект контракта этапы выполнения работ?
Существует ли запрет на включение в условия муниципального контракта, который по своей правовой природе относится к договору подряда, но его предметом не является строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства (статья 110.2 Закона N 44-ФЗ)?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-ob-otelnyh-etapah-ispolneniya-goskontrakta/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 20.06.2022 по 26.06.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию