Свежий обзор закупочного законодательства с 27.06.2022 по 03.07.2022

Свежий обзор закупочного законодательства с 27.06.2022 по 03.07.2022

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Скорректирован перечень заказчиков по Закону N 223-ФЗ, которые обязаны осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции

Из Перечня конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р, исключены:

– Акционерное общество “Уфимское научно-производственное предприятие “Молния”, г. Уфа;

– Публичное акционерное общество “РАО Энергетические системы Востока”, г. Хабаровск.

Указанные изменения вступили в силу 24 июня текущего года.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. N 1683-р

Подробнее

https://gkgz.ru/skorrektirovan-perechen-zakazchikov-po-zakonu-n-223-fz-kotorye-obyazany-osushhestvlyat-zakupku-innovatsionnoj-i-vysokotehnologichnoj-produktsii/

2.Кабмин разрешил корректировать параметры госконтрактов на ремонт дорог в связи с санкциями

Документ: Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 № 1148

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kabmin-razreshil-korrektirovat-parametry-goskontraktov-na-remont-dorog-v-svyazi-s-sanktsiyami/

3.Опубликовали закон о снижении порога для офсетных госконтрактов

Документ: Федеральный закон от 28.06.2022 N 231-ФЗ

Подробнее

https://gkgz.ru/opublikovali-zakon-o-snizhenii-poroga-dlya-ofsetnyh-goskontraktov/

4.Дополнен перечень случаев, в которых допускается изменение существенных условий контрактов

Документ: Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 231-ФЗ

Подробнее

https://gkgz.ru/dopolnen-perechen-sluchaev-v-kotoryh-dopuskaetsya-izmenenie-sushhestvennyh-uslovij-kontraktov/

5.Утверждены особенности процедуры казначейского сопровождения для государственных и муниципальных контрактов в 2022 году

Документ: Постановление от 1 июля 2022 года №1182

Подробнее

https://gkgz.ru/utverzhdeny-osobennosti-protsedury-kaznachejskogo-soprovozhdeniya-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-kontraktov-v-2022-godu/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Госзакупки и прослеживаемость: счета-фактуры уже можно выставлять в единой информационной системе

С 1 октября заработают поправки к порядку выставления и получения счетов-фактур по ТКС. В него добавили правила для единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

ФНС отметила: использовать ЕИС, чтобы выполнять обязанности, связанные с прослеживаемостью, можно и сейчас. Участники оборота прослеживаемых товаров могут формировать в системе электронные счета-фактуры и включающие их документы о приемке.

Документ: Письмо ФНС России от 25.05.2022 N ЕА-4-15/6374@

Подробнее

https://gkgz.ru/goszakupki-i-proslezhivaemost-scheta-faktury-uzhe-mozhno-vystavlyat-v-edinoj-informatsionnoj-sisteme/

2.Минфин опубликовал письмо о применении постановления Правительства РФ от 23 мая 2022 г. № 937

Минфин России опубликовал письмо «O применении постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2022 г. № 937 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571».

Поставщики, отказавшиеся от исполнения госконтрактов, из-за санкций, наложенных на заказчика, не смогут участвовать в закупках.

Документ: Письмо Минфина России от 27.06.2022 № 24-01-09/61077

Подробнее

https://gkgz.ru/minfin-opublikoval-pismo-o-primenenii-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-23-maya-2022-g-937/

3.Минпромторг вернется к балльной системе оценки страны происхождения медтехники

Подробнее

https://gkgz.ru/minpromtorg-vernetsya-k-ballnoj-sisteme-otsenki-strany-proishozhdeniya-medtehniki/

4.Разъяснен порядок применения ответных специальных экономических мер при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ

Специалисты Минфина России полагают, что в целях соблюдения Указа Президента РФ от 03.05.2022 N 252 “О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций” (далее – Указ N 252) при подготовке извещения заказчики на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ должны устанавливать требование в том числе о том, что участник закупки не является лицом, находящимся под соответствующими санкциями.

Документ: Письмо Минфина России от 9 июня 2022 г. N 24-06-06/54846

Подробнее

https://gkgz.ru/razyasnen-poryadok-primeneniya-otvetnyh-spetsialnyh-ekonomicheskih-mer-pri-osushhestvlenii-zakupok-po-zakonu-n-44-fz/

5.Закон о «выращивании» малого бизнеса для участия в закупках принят Госдумой

Документ: Законопроект № 9703-8

Подробнее

https://gkgz.ru/zakon-o-vyrashhivanii-malogo-biznesa-dlya-uchastiya-v-zakupkah-prinyat-gosdumoj/

6.Иноагентам запретили участвовать в госзакупках

Документ: Законопроект № 113045-8

Подробнее

https://gkgz.ru/inoagentam-zapretili-uchastvovat-v-v-goszakupkah/

7.Минфин рассказал об особенностях реализации запрета на участие в закупках по Закону N 44-ФЗ лиц, исполняющих антироссийские санкции

Документ: Письмо Минфина России от 27 июня 2022 г. N 24-01-09/61077

Подробнее

https://gkgz.ru/minfin-rasskazal-ob-osobennostyah-realizatsii-zapreta-na-uchastie-v-zakupkah-po-zakonu-n-44-fz-lits-ispolnyayushhih-antirossijskie-sanktsii/

8.Рассмотрен вопрос о сокращении сроков оплаты контрактов в строительстве

Документ: Письмо Минстроя России от 16.05.2022 N 21357-ВК/08 “О сокращении сроков оплаты контрактов в строительстве”

Смотрим

https://gkgz.ru/rassmotren-vopros-o-sokrashhenii-srokov-oplaty-kontraktov-v-stroitelstve/

9.Правительство РФ может получить право на привлечение любого бизнеса для выполнения ГОЗ

Соответствующий Законопроект № 155680-8 был внесен правительством РФ на рассмотрение Госдумы.

Смотрим

https://gkgz.ru/pravitelstvo-rf-mozhet-poluchit-pravo-na-privlechenie-lyubogo-biznesa-dlya-vypolneniya-goz/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Оператор удержал обеспечение третьей заявки — ВС РФ согласился взыскать неосновательное обогащение

Документ: Определение ВС РФ от 14.06.2022 N 303-ЭС22-8443

Подробнее

https://gkgz.ru/operator-uderzhal-obespechenie-tretej-zayavki-vs-rf-soglasilsya-vzyskat-neosnovatelnoe-obogashhenie/

2.ВС РФ: объект по госконтракту построили качественно, но отступили от проекта — работы нужно оплатить

Документ: Определение ВС РФ от 17.06.2022 N 302-ЭС22-9204

Подробнее

https://gkgz.ru/vs-rf-obekt-po-goskontraktu-postroili-kachestvenno-no-otstupili-ot-proekta-raboty-nuzhno-oplatit/

3.ВС РФ: Требование организатора торгов о подаче заявки только лично на бумажном носителе ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц

Способы подачи заявки должны быть разнообразны и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе. Определение способа подачи заявки на участие в аукционе посредством только личного участия, ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации. Положения статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителям конституционное право на обращение в органы власти только путем непосредственного личного присутствия, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 27 июня 2022 года №304-ЭС22-10602 по делу № А46-10936/2021

Подробнее

https://gkgz.ru/vs-rf-trebovanie-organizatora-torgov-o-podache-zayavki-tolko-lichno-na-bumazhnom-nositele-ogranichivaet-vozmozhnost-uchastiya-v-auktsione-zainteresovannyh-lits/

4.УФАС напомнило: позицию доптребований в госзакупке определяют с учетом проектной документации

Документ: Решение Татарстанского УФАС России от 15.06.2022 по делу N 016/06/31-917/2022

Подробнее

https://gkgz.ru/ufas-napomnilo-pozitsiyu-doptrebovanij-v-goszakupke-opredelyayut-s-uchetom-proektnoj-dokumentatsii/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Предприятие является изготовителем продукции по государственному оборонному заказу. В государственных закупках по продукции участвует разработчик – другое юридическое лицо. Разработчик направил изготовителю проект договора поставки с графиком поставок до 2024 года и требует установить твердую цену до 2024 года. В связи с наступлением санкционного периода увеличились риски предприятия-изготовителя, связанные с инфляционными процессами, в том числе с подорожанием материалов (в которые входят драгоценные металлы) и комплектующих, пересмотром зарплаты в связи с проведением индексации и т.д.

Обязан ли поставщик головного исполнителя по государственному оборонному заказу устанавливать фиксированные цены? Можно ли колебания цен на рынке отнести условиями договора к форс-мажору?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поставщик головного исполнителя государственного оборонного заказа не обязан соглашаться с предложенным ему условием договора поставки об установлении твердых цен на длительный (три года) период.

Признание тех или иных обстоятельств обстоятельствами непреодолимой силы является вопросом оценки и не зависит от условий договора.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/obyazan-li-postavshhik-golovnogo-ispolnitelya-po-gosoboronzakazu-ustanavlivat-fiksirovannye-tseny/

2.Заключен договор о выполнении работ согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Срок выполнения работ – 31.05.2022.

Можно ли заключить дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ (положение о закупке этот вопрос не регулирует)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если это не противоречит утвержденному заказчиком положению о закупке и договору, а изменение срока обусловлено объективной необходимостью, стороны вправе продлить срок выполнения работ (в том числе и после его истечения).

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vopros-o-prodlenii-srokov-vypolneniya-rabot-po-dogovoru-223-fz/

3.Часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) предусматривает, что в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

В силу п. 1 ч. 13 статьи 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ отдельные этапы исполнения контракта являются его существенными условиями.

В зависимости от наличия или отсутствия этапов исполнения контракта возникают особенности приемки и оплаты работ по контракту. Частью 5 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Относится ли случай, предусмотренный частью 5 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ, к единственному, допускающему включать в проект контракта этапы выполнения работ?

Существует ли запрет на включение в условия муниципального контракта, который по своей правовой природе относится к договору подряда, но его предметом не является строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства (статья 110.2 Закона N 44-ФЗ)?

ОТВЕТ

https://gkgz.ru/vopros-ob-otelnyh-etapah-ispolneniya-goskontrakta/

Смотрим предыдущий:  Обзор закупочного законодательства с 20.06.2022 по 26.06.2022
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...