В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Федеральному казначейству добавили полномочий
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 № 447
https://gkgz.ru/federalnomu-kaznachejstvu-dobavili-polnomochij/
2.Установлены правила признания проектных решений типовыми
27.03.2023 г на официальном интернет-портале опубликовано постановление Правительства РФ от 25.03.2023 № 474 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
https://gkgz.ru/ustanovleny-pravila-priznaniya-proektnyh-reshenij-tipovymi/
3.Изменения в законодательстве о закупках по Закону № 223-ФЗ с 1 апреля
Подробнее
https://gkgz.ru/izmeneniya-v-zakonodatelstve-o-zakupkah-po-zakonu-223-fz-s-1-aprelya/
4.С 1 мая новые типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей в школах
Документ: Постановление Правительства РФ 29.03.2023 № 498
5.Национальный режим: обновят списки импортных товаров и порядок допуска к госзакупкам для их части
Документ: Постановление Правительства РФ от 27.03.2023 N 486
6.При госзакупках радиоэлектронной продукции действует правило “второй лишний”
Документ: Постановление Правительства РФ от 27 марта 2023 г. N 486
https://gkgz.ru/pri-goszakupkah-radioelektronnoj-produktsii-dejstvuet-pravilo-vtoroj-lishnij/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.В офсетных контрактах разрешат объединять разные виды медицинских изделий
Документ: Проект ПП РФ “О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. № 620” ID проекта 01/01/03-23/00136967
https://gkgz.ru/v-ofsetnyh-kontraktah-razreshat-obedinyat-raznye-vidy-meditsinskih-izdelij/
2.Минфин: Закупки у самозанятых включаются в годовой отчет о закупках у субъектов МСП (223-ФЗ)
Документ: Письмо Минфина России от 28.03.2023 №24-07-08/26975
3.Предложены поправки в Постановление № 719 в отношении кабельной продукции
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/12-22/00134024
https://gkgz.ru/predlozheny-popravki-v-postanovlenie-719-v-otnoshenii-kabelnoj-produktsii/
4.При закупке каких товаров предъявляются экологические требования в соответствии с Постановлением N 1224?
Документ: Письмо Минфина России от 31 января 2023 г. N 24-06-06/7558
5.Как вернуться к закупкам в соответствии с Законом N 223-ФЗ в случае невыполнения обязанности осуществлять закупки у СМСП в течение года?
Документ: Письмо Минфина России от 7 марта 2023 г. N 24-07-08/19169
6.Изменены коды бюджетной классификации (КБК) на 2023 год
Документ: Приказ Минфина России от 20.02.2023 № 19н
https://gkgz.ru/izmeneny-kody-byudzhetnoj-klassifikatsii-kbk-na-2023-god/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.В закупке лекарств из ЖНВЛП не применили спецусловия допуска — УФАС нашло нарушение Закона N 44-ФЗ
Документ: Решение Московского УФАС России от 03.03.2023 по делу N 077/06/106-2883/2023
2.Нарушение Заказчиком встречных обязательств по контракту влечет за собой решение об отказе во включении подрядчика в РНП
Документ: Постановление АС Московского округа от 13 марта 2023 года № Ф05-4297/2023 по делу А40-105227/2022
3.Правила списания неустоек распространяются на период просрочки 2019–2020 гг. и применяются даже в случае несогласия подрядчика с их размером (Закон № 44-ФЗ)
Верховный Суд РФ в очередной раз скорректировал позиции нижестоящих судов по вопросу применения Правил списания неустоек (утв. постановлением № 783).
Документ: Определение ВС РФ от 24.03.2023 № 301-ЭС22-20431 по делу № А31-15084/2020
4.Строительные госзакупки: интересные примеры из практики за 2021 – 2023 годы
Учитывать ли характер работ при выборе позиции доптребований? Должен ли заказчик платить за работы сверх контракта, которые возникли при его исполнении? Указывать ли эквивалент товара в закупке с проектной документацией? Ответы на эти и другие вопросы в обзоре.
Подробности
https://gkgz.ru/stroitelnye-goszakupki-interesnye-primery-iz-praktiki-za-2021-2023-gody/
5.Суды поддержали банк, который отказал госзаказчику в выплате по независимой гарантии
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 17.03.2023 по делу N А12-13401/2022
6.КС РФ: Недопустимо создание на торгах картелей между компаниями одного владельца
Документ: Постановление КС РФ от 30.03.2023 № 12-П/2023
https://gkgz.ru/ks-rf-nedopustimo-sozdanie-na-torgah-kartelej-mezhdu-kompaniyami-odnogo-vladeltsa/
7.Исполнитель отказался от госконтракта из-за роста цен — причин для исключения из РНП нет, решил суд
Документ: Постановление 17-го ААС от 16.03.2023 по делу N А50-27470/2022
8.Кассация отменила решения судов, Омского УФАС и ФАС России по картельному делу в отношении “НьюМедТех”
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа по делу № А46-12021/2022
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Организация “А” заключила муниципальный контракт в рамках Закона N 44-ФЗ на строительство сооружений биологической очистки, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение.
Организация “А” заключила с организацией “Б” договор подряда на выполнение электромонтажных работ в рамках исполнения муниципального контракта. Сумма договора – 9,5 млн рублей. Оплата по договору: аванс – 1,5 млн рублей, оставшаяся часть – по исполнении объема работ.
- Необходимо ли организации “Б” открывать казначейский счет, или оплата будет происходить по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 N 2438?
- В случае привлечения организацией “Б” субподрядчиков для выполнения работ по договору подряда, необходимо ли субподрядчикам открывать казначейские счета (оплата субподрядчикам – по исполнении объема работ)?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
В описанной ситуации субподрядчики, независимо от уровня привлечения к исполнению муниципального контракта, будут обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, предназначенные для учета операций лиц, не являющихся участником бюджетного процесса, только в случае заключения договора, содержащего условие о казначейском сопровождении по такому договору.
Обоснование позиции:
https://gkgz.ru/o-kaznachejskom-soprovozhdenii-stroitelnyh-kontraktov/
2.Один из участников закупки представил в подтверждение своего соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным ПП РФ № 2571, на выполнение работ по объекту капитального строительства на 55 млн руб. Все работы по контракту выполнены: реестр контрактов содержит все акты выполненных работ. При этом подтверждение оплаты работ на 10 млн руб. отсутствует. Должны ли мы отклонить заявку данного участника? Ведь в ПП РФ № 2571 говорится о необходимости предоставления полностью исполненного контракта.
Ответ:
https://gkgz.ru/o-podtverzhdenii-opyta-dlya-uchastiya-v-zakupke-po-pp-rf-2571/
3.Какие контракты (договоры) и с какими сведениями учитываются при применении поз. 7 приложения раздела II к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571? И если принимаются по внимание договора с физлицами, то как комиссия по закупкам может проверить сам факт выполненных участником работ, а при его подтверждении — указанные в актах суммы?
Ответ
https://gkgz.ru/o-proverke-podtverzhdeniya-opyta-i-stroitelnyh-dogovorov-pp-2571/
4.Имеет ли право заказчик расторгнуть контракт с условием поставки по заявкам с истекшим сроком исполнения? Товар был выбран не в полном объеме, срок действия контракта закончился 31.12.2022, но поставщик не подписывает допсоглашение о расторжении, мотивирует это тем, что он уже закупил товар для передачи заказчику.
Ответ
5.Мы планируем провести электронный аукцион на поставку медицинских изделий — шпателей для языка смотровых (КТРУ 32.50.13.190-00007459). Нужно ли применять к данной закупке постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, относя эти шпатели к оттесняющим инструментам?
Ответ
https://gkgz.ru/o-zakupke-shpatelej-dlya-yazyka-smotrovyh/
6.В 2023 году заключен договор в рамках Закона N 223-ФЗ о капитальном ремонте объекта культурного наследия. Приложением к договору является проектно-сметная документация, на основании которой будут проводиться работы, со сметами и заключением государственной экспертизы достоверности в ценах 4 квартала 2021 года. Подрядчиком предлагается изменить сметную документацию в актуальных ценах 1 квартала 2023 года и пройти новую экспертизу достоверности. В новой сметной документации поменяется стоимость выполненных работ в отдельных позициях, главах, но итоговая стоимость по смете путем применения понижающего коэффициента останется такой же, как в первоначальном локальном сметном расчете (который был в составе аукционной документации).
Имеют ли право стороны заключить дополнительное соглашение к договору об изложении сметной документации в новой редакции на основании заключения экспертизы достоверности? Правомерно ли актуализировать сметные расчеты после заключения договора на торгах? Как проверяющим органам доказать основание для изменение сметной документации?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Цена договора, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, может быть изменена при его заключении.
Смета, прилагаемая к договору, не должна основываться на смете, обосновывающей начальную (максимальную) цену этого договора.
Проведение повторной проверки достоверности сметной стоимости в описанном случае законом не предусмотрено.
Обоснование позиции:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 20.03.2023 по 26.03.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию