В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Внесены изменения в ряд нормативных правовых актов по нацрежиму
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.02.2023 № 318
2.ФАС России продвигает мягкое право в сфере гособоронзаказа
Документ:
Законопроект ID проекта 01/05/03-23/00136366
Законопроект ID проекта 01/05/03-23/00136367
https://gkgz.ru/fas-rossii-prodvigaet-myagkoe-pravo-v-sfere-gosoboronzakaza/
3.Списки товаров и правила применения нацрежима в госзакупках изменили
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.02.2023 N 318
https://gkgz.ru/spiski-tovarov-i-pravila-primeneniya-natsrezhima-v-goszakupkah-izmenili/
4.Казначейское сопровождение могут ввести для госконтрактов в рамках бюджетных кредитов субъектам РФ
Документ: Законопроект № 305907-8
5.ФАС России опубликовала реестр субъектов естественных монополий по состоянию на 01.02.2023 г.
Рекомендуем время от времени знакомиться заказчику с этим реестром при реализации своей закупочной деятельности.
https://gkgz.ru/fas-rossii-opublikovala-reestr-subektov-estestvennyh-monopolij-na-01-03-2023-g/
6.Перечень квотируемой продукции по Закону N 223-ФЗ уточнили
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.02.2023 N 318
https://gkgz.ru/perechen-kvotiruemoj-produktsii-po-zakonu-n-223-fz-utochnili/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Самые интересные новости для специалиста по закупкам за февраль 2023
Суды посчитали, что госзакупку незаконно разделили на несколько сделок с едпоставщиком. Госзаказчика обязали оплатить работы, которые сдали за пределами срока действия контракта. Разъяснили, как применять новшество о минимальной доле вторсырья для ряда товаров. Об этом и не только читайте в обзоре.
Смотрим
https://gkgz.ru/samye-interesnye-novosti-dlya-spetsialista-po-zakupkam-za-fevral-2023/
2.Минстрой уточняет особенности определения цены госконтракта (НМЦК) при строительстве в новых субъектах РФ
Документ: Проект Постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/02-23/00136285
3.Централизация закупок для северного завоза на 14 млрд рублей
Документ: Законопроект № 301929-8
https://gkgz.ru/tsentralizatsiya-zakupok-dlya-severnogo-zavoza-na-14-mlrd-rublej/
4.Об использовании кода номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ) в извещении закупки и при поставке товара
Министерство конкурентной политики Калужской области направило запрос в Минздрав:
1.Является ли код номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ) обязательной характеристикой товара?
2.Должен ли предлагаемый/поставляемый товар строго соответствовать коду НКМИ, указанному в документах на предоставление заказчику финансирования закупки?
Документ: Письмо Минздрава России от 08.02.2023 № 25-3/1152
Подробности
5.Казначейство России не будет являться оператором ЭДО для сторон госконтрактов
https://gkgz.ru/kaznachejstvo-rossii-ne-budet-yavlyatsya-operatorom-edo-dlya-storon-goskontraktov/
6.Минфин выпустил письмо о применении постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2559
Смотрим
7.Единые требования к участникам закупок по Закону N 44-ФЗ могут смягчить
Документ: Проект федерального закона N 301948-8
https://gkgz.ru/edinye-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupok-po-zakonu-n-44-fz-mogut-smyagchit/
8.Хотят ввести лицензии на дезинфекцию
Документ: Проект Федерального закона N 265452-8
https://gkgz.ru/hotyat-vvesti-litsenzii-na-dezinfektsiyu/
9.Минфин разъяснил порядок осуществления закупок на территориях новых субъектов РФ в условиях режима военного положения
Документ: Письмо Минфина России от 28 февраля 2023 г. N 24-01-10/16365
10.Депутаты предлагают сэкономить более 2,5 млрд рублей за счет ограничения в РФ сроков фармконтрактов
Документ: Законопроект № 306574-8
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Победитель скрыл запрет на участие — госконтракт признали недействительным и обязали вернуть оплату
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 14.02.2023 по делу N А51-8757/2022
2.Заказчик объединил в составе одного лота товары, которые в силу действующего законодательства объединять нельзя
3.Товар по контракту должен поставляться в единицах измерения, указанных в извещении о закупке
Документ: Постановление АС Уральского округа от 01.02.2023 по делу № А07-901/2022
4.Обзоры практики ФАС России за декабрь 2022: неверный порядок оценки заявок и другие сложности в госзакупках
Незаконно установили требование к минимальной цене договора для оценки опыта. Ограничили конкуренцию при закупке услуг подвижной радиотелефонной связи. Определили противоречивые сроки начала исполнения контракта. Об этом и не только читайте в обзоре.
Смотрим
5.Суды: Закон N 223-ФЗ не разрешает дозапрос сведений и документов у участников до подведения итогов
Документ: Определение ВС РФ от 20.02.2023 N 305-ЭС22-29198
6.В Московском УФАС подвели итоги правоприменительной практики законодательства о закупках за 2022 г
Больше информации в презентационных материалах, смотрим.
7.Кассационный суд не согласился с доказательствами УФАС по картелю на торгах
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 28.12.2022 по делу № А31-13578/2019
https://gkgz.ru/kassatsionnyj-sud-ne-soglasilsya-s-dokazatelstvami-ufas-po-kartelyu-na-torgah/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Возможно ли удалить «дубль» договора, размещенного в ГИС ЕИС в рамках Закона № 223-ФЗ?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vozmozhno-li-udalit-dubl-dogovora-razmeshhennogo-v-gis-eis-v-ramkah-zakona-223-fz/
2.Вправе ли организация отказаться от заключения контракта в рамках гособоронзаказа при наличии обоснованных экономических или технологических причин?
В соответствии с ч. 6.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” заключение контракта обязательно для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта. То есть, как следует из вышеизложенного, организация вправе отказаться от заключения контракта в рамках гособоронзаказа при наличии обоснованных экономических или технологических причин.
При этом, как следует из ч. 1, ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне”, в случае принятия Правительством РФ решений о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” и (или) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ.
Вправе ли организация отказаться от заключения контракта в рамках гособоронзаказа при наличии обоснованных экономических или технологических причин с учетом положений ч. 6.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” и ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне”?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
В настоящее время обязанность заключать контракты в связи с изданием постановления Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745 не наступает. Поэтому лицо, указанное в ч. 6.1 ст. 6 Закона N 275-ФЗ, вправе отказаться от заключения контракта при наличии обоснованных экономических или технологических причин для такого отказа.
Обоснование позиции:
3.В заявке на участие в электронном запросе котировок два предложения о цене услуги: в приложенном файле указано 242 400 руб., а на электронной площадке 276 960 руб. Как быть в данном случае?
Ответ
4.На 01.01.2023 у организации образовалась дебиторская задолженность по оплате услуг связи. Акт об оказании услуг подписан 31 декабря 2022 года. Срок действия контракта до 31 декабря 2022 года. С 1 января 2023 года с тем же поставщиком и на тот же вид услуг заключен новый договор. Можно ли эту переплату перенести на новой договор?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В описанной в вопросе ситуации встречные требования сторон не могут быть полностью или в соответствующей части прекращены зачетом на основании уведомления одной из сторон. Однако, по нашему мнению, такие обязательства могут быть прекращены по соглашению сторон.
Обоснование вывода:
5.Что делать, если при работе в личном кабинете поставщика возникает ошибка: «Не удалось выполнить операцию. Проверьте настройку рабочего места и повторите операцию (Cannot read property ‘Create Object Async’ of undefined)»?
ОТВЕТ
6.Готовим электронный конкурс на поставку мебели. Хотим установить в качестве показателя оценки по критерию «квалификация участников закупки» детализирующий показатель «наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов», а именно «наличие у участников складских помещений». При этом лучшим условием будет наибольшее значение данной характеристики объекта закупки, с предельным минимальным значением 700 кв. м. Правомерен ли такой порядок оценки?
Ответ
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 20.02.2023 по 26.02.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию