В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 Дополнен перечень продукции с требованиями для отнесения ее к отечественной
Установлены требования к следующей продукции в целях ее отнесения к произведенной в России: поковки роторов, литье всех корпусных деталей паровых турбин (части турбин на водяном паре и прочих паровых турбин).
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.09.2022 № 1684
https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-17-07-2015-719/
2.Изменился перечень конкретных заказчиков по Закону N 223-ФЗ, чьи проекты планов закупок оцениваются на соответствие законодательству
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 22 сентября 2022 г. N 2734-р
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Планируют запретить госзакупки ряда иностранных измерительных приборов
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/09-22/00131200
https://gkgz.ru/planiruyut-zapretit-goszakupki-ryada-inostrannyh-izmeritelnyh-priborov/
2.Казначейство рассказало о порядке отражения в ежемесячном отчете информации о закупках заказчиков, в отношении которых введены санкции
Документ: Письмо Федерального казначейства от 4 августа 2022 г. N 14-00-05/19296
3.Определен единственный контрагент по закупкам товаров, работ, услуг в целях модернизации ГИС ОМС
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 26 сентября 2022 г. N 2779-р
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Госконтракт не подписали из-за резкого повышения цен — суд не нашел оснований для РНП
Документ: Решение АС Свердловской области от 14.09.2022 по делу N А60-22167/2022
2.Победитель закупки по 223-ФЗ обязан подписать договор, даже если переговоры о снижении его цены затянулись
Кассация не согласилась с нижестоящими судами в том, что общество необходимо исключить из реестра недобросовестных поставщиков (РНП) из-за отсутствия в его действиях признаков недобросовестности (в т. ч. намеренного бездействия) и умысла не подписывать договор. Суд округа указал, что длительные переговоры о снижении цены договора не снимают с компании обязанности подписать его. Для включения в РНП неважно, умышленно или по небрежности не сделано все необходимое для подписания договора.
Документ: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.07.2022 по делу № А40-224633/2021
Обстоятельства дела
3.Заявитель жалобы в УФАС не участвовал в госзакупке — суды не взыскали оплату услуг представителя
Документ: Постановление АС Московского округа от 15.09.2022 по делу N А40-150101/2021
4.Верховный Суд: как превратить одну неустойку в две
Документ: Определение ВС РФ от 23 сентября 2022 года № 305-ЭС22-11113 по делу № А40-66651/2021
https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-kak-prevratit-odnu-neustojku-v-dve/
5.ВС РФ указал, когда заказчик может не оплачивать часть выполненных подрядчиком работ
Если контракт признан судом ничтожным, а результаты работ возвращены заказчиком подрядчику, то у заказчика отсутствует обязанность по оплате части стоимости выполненных работ. Признание госконтракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении учреждением работ в отсутствие государственного контракта. По общему правилу, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 26.09.2022 № 302-ЭС22-16416 по делу А19-10788/2021
6.Суды признали правомерной госзакупку медоборудования с особыми функциями
Документ: Постановление АС Центрального округа от 20.09.2022 по делу N А08-8383/2021
https://gkgz.ru/sudy-priznali-pravomernoj-goszakupku-medoborudovaniya-s-osobymi-funktsiyami/
7.Сделка в нарушение Закона N 44-ФЗ сама по себе не означает антиконкурентное соглашение, решил суд
Документ: Определение ВС РФ от 22.09.2022 N 304-ЭС22-16400 по делу А75-15625/2020
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Заказчику необходим доступ к базе данных “Электронно-библиотечная система” в течение года на основе лицензионного договора с правообладателем. Для осуществления доступа на стационарном компьютере устанавливается web-интерфейс, администрирующий базу данных и обеспечивающий доступ к поиску и чтению произведений из базы.
Подпадает ли под сферу действия Закона N 44-ФЗ приобретение неисключительного права использования базы данных, заключение такого лицензионного договора, учитывая, что это не товар, работа или услуга? Если подпадает, можно ли заключить подобный контракт с единственным поставщиком на основании п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение неисключительных прав использования базы данных, заключение лицензионного договора является закупкой для целей Закона N 44-ФЗ. Заключение лицензионного контракта о предоставлении (права) доступа к базе данных “Электронно-библиотечная система” может быть осуществлено на основании п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при соблюдении названных в данной норме условий.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-o-zakupke-neisklyuchitelnyh-prav-ispolzovaniya-bazy-dannyh/
2.Обязательно ли указывать в описании объекта закупки срок годности при закупке медицинских изделий? Закупаем иглы-бабочки и сетки хирургические при абдоминальной грыже, получили запрос о разъяснении извещения о закупке, в котором указано на якобы неправомерное отсутствие информации о сроке годности.
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-ob-ukazanii-sroka-godnosti-pri-zakupke-meditsinskih-izdelij/
3.Закупаем дозатор для мыла и дезинфицирующих средств, который будет использоваться в административном корпусе, а не в лечебном процессе. При этом в позиции КТРУ 21.20.10.159-00000002 имеется справочная информация, согласно которой дозатор относится к медицинским изделиям (код вида 103650). Обязательна ли справочная информация для применения? Должны ли мы требовать от участников закупки регистрационное удостоверение? Или нужно обосновывать невозможность применения КТРУ и использовать код ОКПД2?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-o-zakupke-dozatora-dlya-myla/
4.При размещении в ЕИС претензии в связи с нарушением контрагентом сроков исполнения контракта (Закон N 44-ФЗ) заказчик обнаружил информацию о вступившем в силу решении контрагента об одностороннем отказе от контракта. По мнению заказчика, действия контрагента по одностороннему отказу от исполнения контракта являются необоснованными.
В каком порядке можно обжаловать указанное решение и отменить его?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заявление о признании решения об одностороннем отказе поставщика от исполнения контракта недействительным может быть подано суд в порядке искового производства.
Обоснование вывода:
Смотрим предыдущий: Свежий обзор закупочного законодательства с 19.09.2022 по 25.09.2022