В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Внесены изменения в Закон «О гособоронзаказе»
Документ: Федеральный закон от 22.07.2024 № 199-ФЗ
Документ: Федеральный закон от 22.07.2024 № 200-ФЗ
https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-zakon-o-gosoboronzakaze/
2.Уточнили список мероприятий, на которые можно тратить средства экономии, образовавшиеся по итогам закупок
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2024 № 1800-р
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Общественный совет при ФАС России дал рекомендации Управлению контроля размещения государственного заказа
Документ: Протокол ОС при ФАС России от 20.06.2024 № 37
2.Предложено дополнить КоАП новыми составами правонарушений, связанными с казначейским сопровождением контрактов и договоров
Документ: Проект федерального закона ID проекта 01/05/07-24/00148957
3.Не пропустите важные разъяснения ФАС России по практике применения 44-ФЗ и 223-ФЗ
– о необходимости установления причинно-следственной связи при рассмотрении жалоб по Закону № 223-ФЗ (письмо ФАС России № МШ/44714/24 от 24.05.2024);
– об ответственности за нарушение заказчиком установленного Законом № 223-ФЗ оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектом МСП (письмо ФАС России № ПИ/22174/24 от 18.03.2024);
– о предоставлении преимуществ общероссийским организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона № 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 11.07.2024 г № МШ/60841/24);
– о несоответствии требованиям законодательства действий заказчика при заключении контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон с победителем закупки (письмо ФАС России от 23.07.2024 № ПИ/65002/24).
4.Минфин об удержании начисленной неустойки из суммы оплаты по госконтракту, причитающейся поставщику, при условии соответствия неустойки критериям для списания
Документ: Письмо Минфина России от 15.07.2024 г № 24-06-09/65773
5.Контроль за происхождением компонентов в госзакупках: инициатива Минпромторга
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID 02/07/07-24/00149253
https://gkgz.ru/kontrol-za-proishozhdeniem-komponentov-v-goszakupkah-initsiativa-minpromtorga/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Кассация: Заказчик не обязан возмещать упущенную выгоду по Закону № 44-ФЗ
Документ: Постановление АС Московского округа от 11.07.2024 № Ф05-14373/2024 по делу № А41-72855/2023
https://gkgz.ru/kassatsiya-zakazchik-ne-obyazan-vozmeshhat-upushhennuyu-vygodu-po-zakonu-44-fz/
2.ФАС и суды о реестре радиоэлектронной продукции
Документ: Постановление АС Московского округа 03.06.2024 г № Ф05-8718/2024 по делу № А40-207908/2023
https://gkgz.ru/fas-i-sudy-o-reestre-radioelektronnoj-produktsii/
3.Суды поддержали поставщика, который не смог исполнить госконтракт из-за санкций
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 16.07.2024 № Ф06-4423/2024 по делу N А55-7852/2023
https://gkgz.ru/sudy-podderzhali-postavshhika-kotoryj-ne-smog-ispolnit-goskontrakt-iz-za-sanktsij/
4.Госзаказчик ограничил предмет договора для оценки опыта – кассация не нашла нарушений
Документ: Постановление АС Московского округа от 15.07.2024 по делу N А40-179323/2023
5.Суд: твердая цена госконтракта не мешает взыскать переплату по результатам контрольных обмеров
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.07.2024 № Ф04-2293/2024 по делу N А45-9801/2023
6.Договор расторгнут по решению суда. Может ли поставщик избежать РНП?
Документ: Определение ВС РФ от 10.07.2024 № 305-ЭС24-9352 по делу А40-169784/2023
https://gkgz.ru/dogovor-rastorgnut-po-resheniyu-suda-mozhet-li-postavshhik-izbezhat-rnp/
7.Суды разобрались в вопросе эквивалентности медизделий при закупке порт-систем
Документ: Определение ВС РФ от 24 июня 2024 г. N 305-ЭС24-9345 по делу А40-115319/2023
https://gkgz.ru/sudy-razobralis-v-voprose-ekvivalentnosti-medizdelij-pri-zakupke-port-sistem/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Вопрос: Об обеспечении исполнения контракта субъектами МСП
Прошу разъяснить требования ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно:
- Может ли победитель в отдельности пользоваться данной преференцией (например, ОИК внести деньгами, а вот ОГО подтвердить добросовестностью)?
- Если участник не предоставил доказательства добросовестности на этапе заключения контракта и ОИК обеспечил в общем порядке, может ли он на этапе исполнения контракта воспользоваться правом, предусмотренным указанной нормой в отношении ОГО?
- Как расценивать ситуацию, в которой контрагент подтвердил добросовестность (сняв антидемпинг и ОИК), однако потом внес ОГО. Возможно ли это расценивать как замену способа обеспечения, или нужно вернуть ОГО?
https://gkgz.ru/vopros-ob-obespechenii-ispolneniya-kontrakta-subektami-msp/
2.Вопрос: Изменение статуса контрагента и его системы налогообложения во время исполнения контракта
Муниципальное бюджетное учреждение культуры (театр) в феврале 2024 года заключило контракт на постановку драматического спектакля, руководствуясь п. 17 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Исполнитель является самозанятым лицом (он зарегистрирован как плательщик налога на профессиональный доход). Срок исполнения контракта – ноябрь 2024 года.
В марте 2024 года исполнителю был выплачен аванс в размере 30%. В контракте указано, что исполнитель с каждой выплаты обязан представлять заказчику чек, сформированный в приложении “Мой налог”. Исполнитель как плательщик налога на профессиональный доход в срок не более одного рабочего дня со дня получения любых выплат от заказчика присылает заказчику чек, сформированный в приложении “Мой налог”. Чек должен содержать обязательную информацию, предусмотренную ч. 6 ст. 14 Закона N 422-ФЗ.
В контракте также указано: “В случае невыдачи чека, указанного в п. 6.2 настоящего Контракта Исполнитель обязуется выплатить Заказчику штраф в размере 30% от каждой суммы, на которую не был выдан чек”.
В июле 2024 года исполнитель теряет статус самозанятого и становится индивидуальным предпринимателем.
Что делать в этом случае? Нужно ли заключить дополнительное соглашение?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае основания для заключения дополнительного соглашения к контракту отсутствуют. Изменения, о которых идет речь в вопросе, не являются существенными условиями контракта. Исполнителю достаточно уведомить заказчика об утрате статуса “самозанятого” лица и приобретении статуса индивидуального предпринимателя, изменении банковских реквизитов.
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 15.07.2024 по 21.07.2024 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию