В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Определен порядок действий заказчика по Закону N 44-ФЗ при оформлении исключительного права на РИД
Документ: Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2022 г. N 1606
2.Утверждены типовые условия контрактов, заключаемых в целях выполнения государственного оборонного заказа
Документ: Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1658
3.Путин ввёл уголовную ответственность за нарушение госконтрактов заключенных в рамках гособоронзаказа
Документ: Федеральный закон от 24.09.2022 № 365-ФЗ
Подробности
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Независимая гарантия при закупках у СМСП по Закону 223-ФЗ: важные изменения с октября 2022 года
2.Таблица по срокам направления информации и документов в реестр контрактов
Смотрим
https://gkgz.ru/tablitsa-po-srokam-napravleniya-informatsii-i-dokumentov-v-reestr-kontraktov/
3.По закупкам в сфере строительства утвержден новый формат представления акта выполненных работ в электронной форме
Подробнее
4.Минфин рассказал о порядке информационного обеспечения неконкурентных закупок по Закону N 223-ФЗ
Документ: Письмо Минфина России от 9 сентября 2022 г. N 24-07-07/87691
5.Перечни закупок в целях установления альтернативных сроков оплаты можно будет сформировать с помощью ЕИС
Документы: Письмо Минфина России от 5 сентября 2022 г. N 24-07-07/86056
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.ВС РФ указал, когда расходы подрядчику по оплате банковской гарантии должен компенсировать заказчик
Если расходы, связанные с оплатой банковской гарантии, понесены подрядчиком в рамках исполнения контракта, отказ от которого заявлен заказчиком в отсутствие вины общества, такие расходы подрядчику должен компенсировать заказчик, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 16 сентября 2022 года №289-ПЭК22 по делу №А56-39195/2020
Подробности
2.Суды отклонили ссылку поставщика на рост цен из-за санкций и не стали расторгать госконтракт
Документ: Постановление 3-го ААС от 29.08.2022 по делу N А33-9477/2022
3.Контролеры напомнили: в извещение о госзакупке нужно включать проектную документацию полностью
Документ: Решение Московского УФАС России от 29.08.2022 по делу N 077/06/106-12922/2022
4.Поставщика не уведомили об экспертизе — суды признали односторонний отказ госзаказчика незаконным
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 09.09.2022 по делу N А12-28537/2021
5.241 миллион убытков за бездействие заказчика: судебная практика в сфере исполнения госконтрактов
Документ: Постановление АС Московского округа от 15 сентября по делу № А40-114378/2021
6.Кассация: неограниченные закупки у едпоставщика на конкурентном рынке нарушают Закон N 223-ФЗ
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.09.2022 по делу N А75-17352/2021
7.Отсутствие в поступившей в ФАС жалобе электронного адреса, номера телефона и факса заявителя не препятствует рассмотрению такой жалобы
Отсутствие в жалобе поданной на закупку по 223-ФЗ каких-либо поименованных в части 6 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ сведений не препятствует рассмотрению жалобы ФАС по существу в случае наличия объективной возможности уведомить заинтересованных лиц предусмотренным частью 11 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ способом (посредством почтовой связи либо электронной почты), следует из постановления АС Северо-Западного округа поддержанного Верховным Судом.
Документ: Определение ВС РФ от 21 сентября 2022 года №307-ЭС22-16217 по делу №А56-86583/2021
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Законом N 223-ФЗ запрещено предъявлять к составу заявки участника закупки, проводящейся с участием субъектов МСП, требования, не указанные в ч. 19.1 и ч. 19.2 ст. 3.4 этого Закона.
Будет ли правомерным включение требования к составу заявки участника о предоставлении лицензии (например на транспортирование ТКО), требования о представлении соглашения между коллективными участниками?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Включение в документацию о закупке среди СМСП требования к составу заявки участника о предоставлении соглашения между “коллективными” участниками не должно рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ. Возможность установления требования о предоставлении участником соответствующей лицензии либо декларации о соответствии лицензионным требованиям предусмотрена положениями ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.
Обоснование позиции:
https://gkgz.ru/vopros-ob-ustanovlenii-trebovanij-k-sostavu-zayavki-uchastnika-zakupki-po-223-fz/
2.Вправе ли участник закупки претендовать на получение баллов по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», если необходимые специалисты находятся вне штата организации, с ними не заключен трудовой договор, а их трудовые книжки у данного участника закупки отсутствуют?
ОТВЕТ
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 12.09.2022 по 18.09.2022