В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Новые требования к дополнительным требованиям: обзор изменений
В отношении закупок, предусматривающих доптребования к их участникам, опубликованных с 17 ноября 2022 г.:
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946
Смотрим
https://gkgz.ru/novye-trebovaniya-k-dopolnitelnym-trebovaniyam-obzor-izmenenij/
2.Утвердили документы для реализации программ подготовки компетентных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
Новшества вступили в силу 12 ноября.
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.11.2022 N 2029
3.Определены правила округления стоимостных показателей, включаемых в документ о приемке исполненного по контракту
Документ: Постановление Правительства России от 31 октября 2022 г. N 1946
4.Для федеральных заказчиков утверждены предельные размеры обеспечения исполнения контракта при закупке проектных изыскательских и строительных работ по 44-ФЗ
Документ: Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 года №2057
5.Определены требования к порядку проведения отбора субъектов МСП – участников программ развития потенциальных участников закупок по Закону N 223-ФЗ
Документ:
Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2022 г. N 2008
Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2022 г. N 2029
6.Менять существенные условия госконтракта на закупку лекарств и медизделий можно будет до конца 2023 года
Документ: Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 420-ФЗ
7.С 1 января 2023 г реестр РЭП пополнится сведениями об отнесении радиоэлектронной продукции к сфере искусственного интеллекта
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.11.2022 N 2080
8.Скорректированы правила оценки заявок участников закупок, проводимых в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ
Документ: Постановление Правительства РФ от 31 октября 2022 г. N 1946
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Казначейство назвало самые частые ошибки при региональных госзакупках в I полугодии 2022 года
Документ: Обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах РФ в 1 полугодии 2022 года
2.Рассмотрен вопрос о допуске иностранной радиоэлектронной продукции при осуществлении госзакупок
Документ: Письмо ФАС России от 31.10.2022 N ДФ/99397/22
3.Новый (ноябрьский) перечень взаимозаменяемых лекарств от Минздрава
Документ: Информация Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2022 г.
https://gkgz.ru/novyj-noyabrskij-perechen-vzaimozamenyaemyh-lekarstv-ot-minzdrava/
4.ФАС России выпустила обзор практики по рассмотрению обращений о включении организаций в РНП
Документ: Обзор практики по рассмотрению обращений о включении в РНП организаций, с которыми расторгнут контракт в одностороннем порядке в связи с неисполнением контракта по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы
5.Внесены изменения в порядок санкционирования распоряжений о совершении казначейских платежей
Документ: Приказ Минфина России от 19.09.2022 № 140н
6.Предложили ряд новшеств в закупках по Законам N 223-ФЗ и 44-ФЗ
Среди прочего хотят изменить форму отчета об объеме госзакупок у СМП и СОНКО, а также правила его заполнения. Заказчикам по Закону N 223-ФЗ, которые попали под санкции, могут разрешить не соблюдать требования к стоимостному объему договоров по итогам закупок среди СМСП. Подробности в материале КонсультантПлюс.
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/11-22/00133136
Смотрим
https://gkgz.ru/predlozhili-ryad-novshestv-v-zakupkah-po-zakonam-n-223-fz-i-44-fz/
7.Минфин против включения закупок земельных участков в перечень случаев закупок у единственного поставщика
Документ: Письмо Минфина России от 02.11.2022 №24-06-06/106786
8.Перечень случаев, в которых допускается изменение существенных условий контрактов на основании Постановления N 680, могут расширить
Документ: Проект Постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/11-22/00132784
9.Минстрой России выпустил письмо «О разъяснении положений приказа № 841/пр»
Документ: Письмо Минстроя России от 11.11.2022 № 59499-АВ/09
https://gkgz.ru/minstroj-rossii-vypustil-pismo-o-razyasnenii-polozhenij-prikaza-841-pr/
10.В извещение о госзакупке хотят включать информацию о наказании за антиконкурентные соглашения
Документ: Проект Федерального закона N 848392-7
11.Минфин России в своём письме ответил на вопросы об отражении в бюджетном учете (бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений) фактов хозяйственной жизни, возникающих в ходе исполнения государственных (муниципальных) контрактов (договоров) при передаче результатов поставок, выполнения работ или оказания услуг и (или) приемке поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг с учетом положений статьи 94 Закона № 44-ФЗ, предусматривающих формирование с использованием единой информационной системы в сфере закупок документов о приемке.
Документ: Письмо Минфина России от 11.11.2022 № 02-06-07/110108
12.Как заказчику расторгнуть контракт с поставщиком в одностороннем порядке
Документ: Письмо Минфина России от 01.11.2022 г. № 24-06-08/106103
https://gkgz.ru/kak-zakazchiku-rastorgnut-kontrakt-s-postavshhikom-v-odnostoronnem-poryadke/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Медицинские госзакупки: интересные примеры из практики за 2022 год
Требовать ли регистрационное удостоверение на дозаторы? Отклонять ли заявку, если сведения о товаре не совпали с реестром медизделий? Применять ли нацрежим при закупке работ по изготовлению медизделия? Можно ли по-особому описать объект закупки с учетом специфики его использования?
Подробнее в обзоре
https://gkgz.ru/meditsinskie-goszakupki-interesnye-primery-iz-praktiki-za-2022-god/
2.На чьей стороне суд: обзор сферы закупок
В этом году закупочные законы менялись часто, и не всегда было понятно, как трактовать ту или иную норму. В конце года проще разобраться в ситуации — опорой служат ключевые решения судов. Мы подготовили экскурс по самым интересным случаям, он поможет поставщикам избежать подобных разбирательств.
Содержание
- Слишком большая неустойка, а заказчик ничего не должен
- Срок подписания контракта продлевают при обжаловании. Или нет?
- Заказчик передумал заключать договор — это нарушение?
- Новый способ избежать РНП при просрочке поставки
Читаем
https://gkgz.ru/na-chej-storone-sud-obzor-sfery-zakupok/
3.Кассация: с банка можно взыскать комиссию за выдачу гарантии, если госзаказчик ее не принял
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 27.10.2022 по делу N А65-3027/2022
4.Госзаказчик не содействовал подрядчику в работе — суды не взыскали неустойку за просрочку
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.11.2022 по делу N А45-2569/2022
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Установлено дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Среди контрактов, представленных участником закупки в подтверждение своего соответствия данному требованию, имеется контракт, по которому ему была начислена неустойка, и эта неустойка участником не уплачена. Мы должны отклонить заявку?
ОТВЕТ
2.11 января 2022 года организация заключила с больницей госконтракт на поставку оборудования. Данный товар поступает из завода-изготовителя в Италии. В связи с событиями, начавшимися 24 февраля, организация долгое время не могла завезти оборудование. 25 февраля больница сделала заказ по контракту на поставку оборудования. В течение десяти дней организация должна была отправить оборудование. Частично у организации было оборудование на складе, и организация поставила его заказчику, чтобы закрыть полностью госконтракт. Было направлено письмо заказчику с просьбой расторгнуть контракт. Расторгать контракт заказчик отказался. Организация написала письмо в ТПП, чтобы ей выдали свидетельство об обстоятельствах непреодолимой силы. Пока ответ не поступил.
В июле организации удалось ввезти оборудование. Организация сразу отправила его заказчику. Заказчик принял его в полном объеме и написал организации претензию об уплате неустойки за дни просрочки поставки по договору. Пени организация уплатила.
Возможно ли было организации списать данные пени со ссылкой на постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, с изменениями от 10.03.2022?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик обязан был списать сумму начисленной неустойки. Уплаченная неустойка может быть взыскана с заказчика как неосновательное обогащение.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/o-spisanii-nachislennoj-neustojki-po-goskontraktu/
3.Победитель конкурса попросил заказчика осуществлять платежи по муниципальному контракту не ему, а третьему лицу, с которым у него заключен договор факторингового обслуживания. Может ли заказчик осуществлять такие платежи третьему лицу и на каких условиях?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-o-vozmozhnosti-oplaty-goskontrakta-tretemu-litsu-faktoring/
4.Возможно ли участие взаимозависимого лица (дочерней организации) в конкурентных закупках головной компании по Закону N 223-ФЗ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе участие в конкурентной закупке упомянутого в вопросе лица не противоречит закону. Однако при определенных обстоятельствах заключение заказчиком договора с таким лицом может быть квалифицировано как действие, нарушающее законодательство о защите конкуренции.
Обоснование позиции:
5.Несет ли подрядчик ответственность за нарушение предусмотренного контрактом срока формирования документа о приемке в ЕИС?
Ответ:
Нет. По нашему мнению, отдельной ответственности за нарушение срока формирования в ЕИС документа о приемке быть не может.
Обоснование:
6.Заключен контракт на текущий ремонт нежилых помещений. При выполнении работ по демонтажу подрядчиком обнаружены глубокие трещины в стенах и на потолке. Заказчиком было организовано обследование здания на предмет возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации. При этом на момент приостановки работ в связи с обследованием подрядчик успел закупить необходимые для выполнения работ материалы (оконные блоки и дверные проемы) и приступить к монтажным работа. Каким образом будут реализованы закупленные материалы в случае признания объекта непригодным для дальнейшей эксплуатации?
ОТВЕТ
7.Поставщик просрочил сдачу объекта по контракту на девять дней, в связи с чем ему были начислены пени (меньше 5% от суммы контракта). Поставщик прислал письмо с просьбой списать пени согласно подп. “а” п. 3 постановления Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783 “О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом”.
Заказчик должен списать пени согласно постановлению или удержать при оплате (этот пункт в контракте есть)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если к моменту оплаты соблюдены все условия, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783 для списания пеней, заказчик обязан списать начисленную сумму пеней и не вправе удерживать ее при оплате. Если же на момент истечения указанного срока все необходимые условия не соблюдены, заказчик формально вправе удержать при оплате начисленную сумму пеней. Однако в этом случае удержанная сумма неустойки в последующем может быть взыскана с заказчика контрагентом в судебном порядке.
Обоснование позиции:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 7.11.2022 по 13.11.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию