В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.В Закон о гособоронзаказе внесены изменения
На официальном сайте опубликован Закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном оборонном заказе“».
Документ предусматривает установление обязанности головного исполнителя, исполнителя поставок продукции по гособоронзаказу и лиц, для которых принятие гособоронзаказа или заключение контракта обязательно, представлять по соответствующим запросам:
- предложения о цене на продукцию по гособоронзаказу (в том числе обосновывающие такую цену документы);
- информацию о затратах по исполненным госконтрактам;
- информацию, необходимую для изменения цены госконтракта по ч. 5 ст. 6 Закона о гособоронзаказе, включая обоснования ее изменения.
Документ: Федеральный закон от 11.06.2022 № 172-ФЗ
Подробнее
https://gkgz.ru/v-zakon-o-gosoboronzakaze-vneseny-izmeneniya/
2.Минфин России внёс изменения в перечень иностранных товаров для допуска к госзакупкам
Минфин России внёс изменения в приложения № 1 и № 2 к приказу от 4 июня 2018 г. № 126н “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
На практике это значит, что чаще будут снимать 15% от цены с иностранных товаров из-за того, что есть “российские”.
Документ: Приказ Министерства финансов РФ от 11.05.2022 № 73н
Смотрим
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин внёс изменения в порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме с применением ЭЦП
Минфин России своим приказом внёс изменения в Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Документ: Приказ Министерства финансов РФ от 28.04.2022 № 64н
Подробнее
2.Может стать больше требований к участникам закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
В Госдуму внесли проект о том, что участниками закупки по Закону N 44-ФЗ не смогут стать юрлица и физлица из реестра иностранных агентов.
Требование об отсутствии информации об участнике в этом реестре будут устанавливать в закупке. Оно не затронет участников – физлиц из реестра, которые аффилированы с иностранным агентом. Соответствие этому условию проверит комиссия по закупкам.
Сходные поправки хотят внести и в Закон N 223-ФЗ.
Отметим, такой реестр планируют разработать в рамках проекта о контроле за работой лиц под иностранным влиянием. Его приняли в первом чтении 7 июня.
Документ: Проект Федерального закона N 140449-8
Подробнее
https://gkgz.ru/mozhet-stat-bolshe-trebovanij-k-uchastnikam-zakupok-po-zakonam-n-44-fz-i-223-fz/
3.Минфин России опубликовал отчет о результатах мониторинга закупок госкомпаний за 2021 год
Минфин России опубликовал сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за 2021 год.
Смотрим
4.Минфин России отчитался о мониторинге закупок госкомпаний за I квартал 2022 год
Минфин России опубликовал ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за I квартал 2022 г.
Смотрим
https://gkgz.ru/minfin-rossii-otchitalsya-o-monitoringe-zakupok-goskompanij-za-i-kvartal-2022-god/
5.Минфин РФ намерен вывести электронные магазины для госзакупок на уровень ЕАЭС
Минфин РФ рассчитывает вывести так называемые “электронные магазины” (или “закупки с полки”) для госзакупок на уровень ЕАЭС в виде конкурентных закупок, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Форума МСП, который проводится в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Подробнее
https://gkgz.ru/minfin-rf-nameren-vyvesti-elektronnye-magaziny-dlya-goszakupok-na-uroven-eaes/
6.Поправки о снижении порога для офсетных госконтрактов приняли в третьем чтении
Документ: Проект Федерального закона N 107527-8
Подробнее
https://gkgz.ru/popravki-o-snizhenii-poroga-dlya-ofsetnyh-goskontraktov-prinyali-v-tretem-chtenii/
7.Минфин России опубликовал проект положения о независимых гарантиях в госзакупках для субъектов МСП
Минфин разместил для обсуждения проект постановления о независимых гарантиях, используемых при осуществлении конкурентных закупок товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты МСП.
Документ: Проект Постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/06-22/00128730
Подробнее
8.В Закон № 223-ФЗ могут внести поправки, позволяющие изменять существенные условия договора
Документ: Законопроект № 145001-8
Подробнее
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Заказчик сложил показатели из заявки коллективного участника — суды нашли нарушение Закона N 223-ФЗ
Документ: Постановление АС Московского округа от 01.06.2022 по делу N А40-161335/21-149-1185
Подробнее
2.ВС РФ: Заказчик может отменить только не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта
Положения Закона о контрактной системе исключают возможность заказчика по своей инициативе или по соглашению с подрядчиком отменить (признать недействительным) свое вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта и признать его расторгнутым по соглашению сторон, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 14.07.2022 года №303-ЭС22-8556 по делу №А59-585/2021
Смотрим
3.УФАС напомнило: госзаказчики должны учитывать новый ценовой порог, когда не нужно членство в СРО
Документ: Решение Тверского УФАС России от 30.05.2022 N 05-6/1-77-2022
Подробнее
4.Списание неустоек: практика Верховного Суда
Документ: Определение ВС РФ от 19.04.2022 № 302-ЭС21-25561 по делу № А69-2869/2020
Подробнее
https://gkgz.ru/spisanie-neustoek-praktika-verhovnogo-suda/
ВС РФ: Примененная заказчиком преференция, снижение цены договора на 15% не может считаться убытками поставщика
Снижение заказчиком цены договора на 15 % в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 не может считаться убытками поставщика, поскольку снижение цены контракта произведено в соответствии с условиями закупки, и не могло явиться причиной возникновения убытков участника закупки. Торги не оспорены, не признаны недействительными в установленном законом порядке; соответствие аукционной документации требованиям действующего законодательства не оспаривалось; поставщик не обращался в антимонопольный орган с заявлением об оспаривании действий заказчика при проведении аукциона; контракт подписан сторонами без возражений, протокол разногласий заказчику не направлялся, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 16 июня 2022 года № 305-ЭС22-8971 по делу № А40-142080/2021
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Какой максимальный размер обеспечения исполнения контракта может установить бюджетное учреждение при закупке в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если закупка подлежит казначейскому сопровождению?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если казначейскому сопровождению подлежат только авансовые платежи по контракту, то заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения такого контракта в размере от 0,5% до 30% от НМЦК, уменьшенной на сумму авансовых платежей.
Если же казначейскому сопровождению подлежат все расчеты по контракту, то заказчик вправе установить требование об обеспечении исполнения такого контракта в размере до 10% от НМЦК.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-o-maksimalnom-razmere-obespecheniya-ispolneniya-goskontrakta/
2.Возможно ли согласно Закону N 44-ФЗ заключение нескольких договоров о ремонте одного объекта, чтобы не проводить закупки конкурентным способом (например, ремонт правой части крыши, ремонт левой части крыши)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Велика вероятность, что действия заказчика будут квалифицированы как искусственное дробление одной закупки на несколько договоров, нарушающее требования Закона N 44-ФЗ.
Подробнее
https://gkgz.ru/vopros-ob-iskusstvennom-droblenii-zakupki/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 06.06.2022 по 13.06.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию