В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Разработано соглашение между Республикой Беларусь и Россией о единой политике в области защиты конкуренции.
Документ: Распоряжение от 7 сентября 2022 года №2557-р
https://gkgz.ru/konkurentsiya-chestnaya-i-edinaya/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Предложили форму программы по “выращиванию” компетентных поставщиков по Закону 223-ФЗ
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 04/12/09-22/00131184
2.Минфин России дал интересные разъяснения о размещении извещения и документации в неконкурентных закупках по 223-ФЗ
Документ: Письмо Минфина от 09.09.2022 г № 24-07-07/87691
Подробнее
3.Минфин рассказал о порядке корректировки условий контрактов для обеспечения казначейского сопровождения расчетов по ним
Документ: Письмо Минфина России от 12 июля 2022 г. N 09-02-10/66878
4.Минфин в ближайшее время проведет доотбор ЭТП для закрытых закупок госкомпаний
Подробнее
https://gkgz.ru/minfin-v-blizhajshee-vremya-provedet-dootbor-etp-dlya-zakrytyh-zakupok-goskompanij/
5.Беларусбанк будет выдавать гарантии для участия в госзакупках
Подробнее
https://gkgz.ru/belarusbank-budet-vydavat-garantii-dlya-uchastiya-v-goszakupkah/
6.Госдума в первом чтении приняла поправки о новом случае медицинских госзакупок для регионов у едпоставщика
Документ: Проект Федерального закона N 119762-8
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Проверки госзаказчиков: на какие сложности обратила внимание ФАС в обзоре практики за июль 2022 года
Требовали согласовать с заказчиком график производства работ в строительной закупке. Устанавливали доптребования к участникам по двум позициям одновременно. Ограничивали конкуренцию, когда приобретали работы по содержанию нескольких участков автодорог города. Подробнее об этом в свежем обзоре от КонсультантПлюс.
Смотрим
2.ВС РФ напомнил: по Закону N 223-ФЗ нельзя указать два значения НМЦД с учетом системы налогообложения
Документ: Определение ВС РФ от 06 сентября 2022 года №305-ЭС22-15109 по делу №А40-145152/2021
3.Представляем свежий обзор судебной практики, когда нельзя включать в РНП
Смотрим
https://gkgz.ru/kogda-nelzya-v-rnp-obzor-sudebnoj-praktiki/
4.Суды снова взыскали лишь 1 штраф за ряд недостатков общего результата работ по госконтракту
Документ: Постановление 2-го ААС от 01.09.2022 по делу N А82-2532/2022
5.Законодательство (44-ФЗ) не содержит критериев, позволяющих определить, каким образом и в какой форме должна поступить в контрольный орган информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которая бы являлась достаточным основанием для проведения внеплановой проверки по пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Следовательно, проведение внеплановой проверки на основании информации, собранной при проверке по поступившему в ФАС России обращению, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, следует из постановления АС Московского округа, поддержанного Верховным Судом.
Документ: Определение ВС РФ от 08 сентября 2022 года №305-ЭС22-15480 по делу №А40-93101/2021
6.Суды указали при каких обстоятельствах снижение предложенной цены на основании Приказа № 126н не может быть признано правомерным
Документ: Определение ВС РФ от 12 сентября 2022 года №304-ЭС22-16401 по делу №А46-18773/2021
7.Суд указал УФАС, когда требование заказчика о предоставлении ТУ в составе заявки законное
Документ:
Определение ВС РФ от 14 сентября 2022 года №303-ЭС22-16719 по делу №А04-8406/2021
Постановление АС Дальневосточного округа №Ф03-1822/2022 от 25 мая 2022 года по делу №А04-8406/2021
8.Спорный вопрос при применении Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289
Подробнее
https://gkgz.ru/spornyj-vopros-pri-primenenii-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-30-11-2015-n-1289/
9.Получение согласия заказчика на внесение изменений в контракт со ссылкой на протокол рабочего совещания, переписку, высказывание намерения о заключении дополнительного соглашения не может служить основанием для оплаты госконтракта, поскольку в рамках исполнения обязательств по договору подрядчиком от заказчика не было получено последовательного, явного и утвердительного согласия на увеличение стоимости контракта. Смета на дополнительные работы не согласовывалась, акт приемки заказчиком не подписывался.
Документ:
Определение ВС РФ от 15 сентября 2022 г. № 301-ЭС22-16383
Постановление АС Волго-Вятского округа по делу А38-8889/2020
Подробнее
https://gkgz.ru/sud-dat-soglasie-ne-znachit-oplatit-dopraboty-po-goskontraktu/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.По каким критериям товары относят «к товарам, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан»?
По каким критериям товары относят «к товарам, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан»? Например, в каких случаях продукты питания и топливо относятся к таким товарам, а в каких нет? Можно ли считать поставку бензина для нужд медицинского учреждения закупкой «товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан»? Обязан ли заказчик учитывать требования ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ всякий раз, когда закупаются товары, перечисленные в п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, или же можно произвольно одну закупку считать обычной, а другую — «для нормального жизнеобеспечения граждан»?
ОТВЕТ
2.При рассмотрении заявок, поданных для участия в электронном аукционе (Закон N 44-ФЗ), участник указал характеристики товара следующим образом: “min 1 мм, max 5 мм”. В техническом задании указаны требования к поставляемому товару “min 1, max 5 мм”. Является ли такая заявка соответствующей установленным документацией требованиям?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если в извещении об осуществлении закупки отсутствует требование об указании в заявке конкретного показателя в пределах диапазона, определенного в извещении, отклонение заявки на том основании, что соответствующая характеристика товара определена в ней диапазоном значений, может быть признано неправомерным.
Обоснование позиции:
https://gkgz.ru/vopros-ob-ukazanii-v-zayavke-pokazatelya-v-predelah-diapazona/
3.Должен ли протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе содержать обоснование присвоения заявке участника того или иного количества баллов? В законе напрямую не сказано, что протокол должен содержать информацию о порядке оценки, но по правоприменительной практике ФАС России эти сведения в протокол необходимо включать (например, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 28.07.2022 по делу N 44-2368/22).
Ответ:
Нет, по нашему мнению, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок не должен содержать обоснование присвоения заявке участника того или иного количества баллов.
Обоснование:
4.Об ответственности за неоднократное нарушение сроков направления сведений для включения в реестр контрактов
Ответственное должностное лицо заказчика в течение календарного года несвоевременно направляло для включения в реестр контрактов сведения о приемке товара. Нарушения такого рода были допущены более чем по 20 контрактам. Как они будут квалифицироваться — как одно или по каждому несвоевременно опубликованному документу?
ОТВЕТ
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 05.09.2022 по 11.09.2022