В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Предусмотренный положением о закупке перечень взаимозависимых лиц необходимо актуализировать до 20 сентября
Документ: Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 159-ФЗ
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Сведения о нарушениях в сфере гособоронзаказа не будут публиковаться на сайте ФАС России
Документ: Приказ ФАС России от 24.06.2022 № 475/22
2.Минфин напомнил об изменениях в Законе 223-ФЗ относительно указания страны происхождения товара в описании предмета конкурентной закупки
Документ: Письмо Минфина России от 05.09.2022 года № 24-07-07/86080
Подробности👇🏻
3.Минфин разъяснил некоторые аспекты установления иных сроков оплаты продукции в положении о закупке
Документ: Письмо Минфина России от 05.09.2022 года № 24-07-07/86080
Подробнее👇🏻
4.Правительство может разрешить изменять условия контрактов в сфере авиастроения
Документ: Проект Постановления Правительства Российской Федерации “Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере авиастроения и заключенных в рамках исполнения государственной программы Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации” ID проекта 01/01/08-22/00130455
https://gkgz.ru/pravitelstvo-mozhet-razreshit-izmenyat-usloviya-kontraktov-v-sfere-aviastroeniya/
5.Минфин разъяснил корпоративным заказчикам о необходимости соблюдения Указа Президента № 252
Подробнее
6.Минпромторг готовит предложения по ограничению закупок импортного метрологического оборудования
Документ: О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 ID проекта 01/01/09-22/00131200
7.Хотят установить новые типовые условия госконтрактов на ремонт автодорог в РФ
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/08-22/00131023
https://gkgz.ru/hotyat-ustanovit-novye-tipovye-usloviya-goskontraktov-na-remont-avtodorog-v-rf/
8.Суд ЕАЭС разъяснит государствам Союза вопросы установления способов обеспечения обязательств при закупках
Суд Евразийского экономического союза принял к производству заявление Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с просьбой разъяснить вопросы установления способов обеспечения обязательств при закупках. В государствах ЕАЭС установлены разные способы (виды) обеспечения обязательств при осуществлении закупок.
Документ: Постановление Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 08.09. 2022 года
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Суд: Наличие штрафных санкций не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки требуемого опыта
По своей природе успешность исполнения контракта подразумевает достижение целей, которые были предметом контракта, то есть получение заказчиком того, на что он рассчитывал по окончании срока исполнения контракта. Следовательно, успешность исполнения контракта не является синонимом «исполнения контракта без штрафных санкций». Кроме того, как таковое наличие штрафных санкций не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки требуемого опыта, поскольку требования об уплате неустойки (штрафов, пеней) могут быть оспорены в судебном порядке, при этом на момент проведения оценки заявок участников закупки судебный процесс, по вопросу правомерности применения штрафных санкций, может быть не окончен, следует из постановления АС Волго-Вятского округа.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 11.07.2022 по делу № А43-31287/2021
2.ВС РФ разъяснил, в каких случаях несправедливо вменять статью 201 УК
Верховный суд РФ разъяснил нюансы уголовных дел, когда чиновники заставляют руководителей муниципальных предприятий отойти от условий контракта и в первую очередь выполнить работы, вообще не предусмотренные договором: сам по себе факт невыполнения работ, предусмотренных договорами на оказание услуг и муниципальными контрактами, не свидетельствует о причинении материального ущерба, если судами достоверно установлен факт выполнения подрядной организацией МУП в счет заключенных договоров и муниципальных контрактов дополнительных, но несогласованных в надлежащей форме с заказчиком ремонтных работ на других объектах.
Документ: Определение ВС РФ от 18.08.2022 по делу № 42-УД22-4-К4
https://gkgz.ru/vs-rf-razyasnil-v-kakih-sluchayah-nespravedlivo-vmenyat-statyu-201-uk/
3.Кассация: поломка ноутбука не оправдывает пропуск срока для подписания договора по Закону N 223-ФЗ
Документ: Постановление АС Центрального округа от 23.08.2022 по делу N А23-9107/2021
4.Суд: Болезнь работников не является уважительной причиной неисполнения госконтракта
Заболевание работников подрядчика коронавирусной инфекцией само по себе не является уважительной причиной неисполнения госконтракта, отметил в своём решении Арбитражный суд Астраханской области.
Документ: Решение АС Астраханской области от 30.08.2022 по делу № А06-1149/2022
Подробности
5.Суды выяснили, могут ли эквивалент и предмет закупки по Закону N 223-ФЗ иметь идентичные свойства
Документ: Постановление 5-го ААС от 24.08.2022 по делу N А51-1229/2022
6.УФАС напомнило, к каким заявкам в госзакупках лекарств из ЖНВЛП не применяют спецусловия допуска
Документ: Решение Кемеровского УФАС России от 18.08.2022 N 08/5316 по делу N 042/06/48-991/2022
7.Разъяснения по вопросу полномочий ФАС России по рассмотрению жалоб на закупки малого объема
В связи с поступающими вопросами, Федеральная антимонопольная служба дала разъяснения по вопросу полномочий ФАС России по рассмотрению жалоб на закупки малого объема.
Документ: Письмо ФАС России от 06.09.2022 г. № МШ/83177/2
8.Суд: госзаказчик может согласовать допработы в переписке и без заключения соглашения
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 26.08.2022 по делу N А59-3530/2020
9.Выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, независимо от применяемой им системы налогообложения
Закон о закупках не содержит положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, преимуществ при участии в закупках. Оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, должна осуществляться в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника. Заказчик не имеет правовых оснований применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков, следует из постановления АС Московского округа, поддержанного Верховным Судом.
Документ: Определение ВС РФ от 06 сентября 2022 года №305-ЭС22-15109 по делу №А40-145152/2021
10.ВС РФ: Заказчик вправе взыскать за одно нарушение договорную неустойку в виде штрафа и пеней
Заказчик вправе взыскать за одно нарушение договорную неустойку в виде штрафа и пеней, если применение таких требований предусмотрено госконтрактом, следует из определения Верховного Суда РФ.
Документ: Определение ВС РФ от 07 сентября 2022 года №305-ЭС22-13848 по делу №А40-104831/2021
Подробнее
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с настоящим Федеральным законом и включает в контракт обоснование цены контракта.
Следует ли заказчику в контракт, размещенном в Единой информационной системе в сфере зaкyпoк, включать обоснование цены контракта? В Единой информационной системе в сфере зaкyпoк контракт должен быть размещен с обоснованием цены контракта, если контракт заключен по п. 38 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Текст контракта, заключенного на указанном в вопросе основании, должен включать обоснование (расчет) цены и в таком виде размещается в реестре контрактов в единой информационной системе в сфере закупок.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-o-vklyuchenii-obosnovaniya-tseny-v-goskontrakt-s-edinstvennym-postavshhikom/
2.В извещении о закупке указывается срок исполнения контракта. При этом в силу ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ последний включает в себя срок поставки товара, оказания услуг, выполнения работ, срок приемки и срок оплаты по контракту. Как в таком случае указывать срок исполнения контракта, чтобы участники закупки понимали конкретные сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг? И как быть с контрактами, действующими до 31 декабря? Ведь если к сроку поставки прибавить срок приемки и срок оплаты, то срок исполнения контракта перейдет на следующий год, а финансирование текущего года!
Смотрим ОТВЕТ
3.Если контракт предусматривает периодическую приемку и оплату исполненного, следует ли в этом случае выделять в госконтракте отдельные этапы?
Государственный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию коммутационного оборудования, включая его ремонт или иные работы (например, перенос номера), со сроком исполнения один год (с 01.01.2023 по 31.12.2023) предполагает оказание названных услуг ежемесячно (один раз в месяц будет приходить специалист) с ежемесячной же оплатой.
Является ли подобное условие об исполнении контракта и оплате условием об этапности исполнения? Следует ли при таком исполнении указывать в контракте 12 этапов? Если да, то как в таком случае предусмотреть штрафы – за каждый этап?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия контракта о ежемесячном оказании услуг, сопровождающимся ежемесячной оплатой этих оказанных услуг, указывают, что данный контракт содержит условие об этапах исполнения. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит требования специально выделять в контракте условие о 12 этапах исполнения, называть такие ежемесячные исполнения, приемку, оплату этапами исполнения.
Размер штрафа в данном случае заказчик должен рассчитывать исходя из цены этапа, который будет определяться исходя из размера подлежащей к оплате исполнителю ежемесячной суммы.
Обоснование вывода:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 29.08.2022 по 04.09.2022