В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Изменения в запрете допуска иностранной продукции. Рекомендации заказчикам
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 889
https://gkgz.ru/izmeneniya-v-zaprete-dopuska-inostrannoj-produktsii-rekomendatsii-zakazchikam/
2.Уточнены требования энергетической эффективности в отношении закупаемых телевизоров по 44-ФЗ
Документ: Приказ Минэкономразвития России от 17.02.2023 г. N 94
3.Скорректированы требования к условиям энергосервисного договора (контракта)
Опубликованы поправки в постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 890
https://gkgz.ru/skorrektirovany-trebovaniya-k-usloviyam-energoservisnogo-dogovora-kontrakta/
4.Утвержден перечень документов, необходимых для получения заключения о возможности использования неоригинальных комплектующих для медтехники
Документ: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.05.2023 № 2983
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.О внеплановых проверках закупок по 44-ФЗ, комментирует ФАС России
https://gkgz.ru/o-vneplanovyh-proverkah-zakupok-po-44-fz-kommentiruet-fas-rossii/
2.Можно ли заключить договор по цене, равной нулю, по результатам аукциона, проводимого по Закону N 223-ФЗ?
Документ: Письмо Минфина России от 10 мая 2023 г. N 24-07-08/42249
3.ФАС России ответила на вопрос о требованиях к порядку оценки заявок участников закупки
Документ: Письмо ФАС России от 01.06.2023 №ПИ/43159/23
4.Срок ликвидации и реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий предложено продлить до 1 января 2030 года
Документ: Законопроект № 366535-8
5.ФАС России выпустила разъяснения о формировании документации о закупке медицинских изделий
Документ: Письмо ФАС России от 16.05.2023 № ТН/37551/23
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Предмет закупки по Закону N 223-ФЗ может и не быть основной деятельностью участника, решили суды
Документ: Постановление 2-го ААС от 23.05.2023 по делу N А82-18114/2022
2.Заказчик не направлял поставщику заявки на всю цену контракта — суды признали это нарушением (Закон № 44-ФЗ)
Документ: Определение ВС РФ от 30.05.2023 № 305-ЭС22-13437 по делу № А41-6529/2020
3.Отсутствие в составе заявки лицензии участника в виде отдельного документа — еще не повод для ее отклонения (Закон № 44-ФЗ)
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2023 № 304-ЭС23-7321 по делу № А46-10917/2022
4.Суд: Наличие договора купли-продажи не является препятствием для выдачи предписания из-за нарушений на торгах
Судебные дела: А40-53893/2022, А40-29718/2022
5.Суд: госзакупку отменили в день подачи жалобы — контролерам не следовало фиксировать нарушение
Документ: Постановление АС Уральского округа от 30.05.2023 по делу N А50-22065/2022
6.Предложено несколько идентичных медизделий с разными РУ, но не указано количество поставляемого товара по каждому РУ: отклонять ли такую заявку по 44-ФЗ ?
Документ: Постановление АС Московского округа от 05.06.2023 по делу № А40-112966/2022
7.Госзаказчик ошибся при расчете НМЦК — с поставщика взыскали переплату по контракту
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.05.2023 по делу N А45-28354/2022
8.Суды поддержали госзаказчика, который обязал участников иметь лицензию и лично исполнять контракт
Документ: Определение ВС РФ от 31.05.2023 N 302-ЭС23-7323 по делу № А58-2190/2022
9.Верховный суд указал, как отличить правомерное техническое сотрудничество конкурентов от картельного сговора
Документ: Определение ВС РФ от 06.06.2023 № 304-ЭС22-27912 по делу № А45-28299/2020
10.Фактическое неисполнение госконтракта в установленный срок и его не расторжение со стороны заказчика сами по себе в отсутствие иных прямых или необходимой совокупности косвенных доказательств не могут рассматриваться в качестве подтверждения антиконкурентных согласованных действий или соглашения между заказчиком и исполнителем госконтракта.
Документ: Решение Апелляционной коллегии ФАС России от 18 февраля 2022 г. по делу №035/01/16-193/2021
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Вправе ли заказчик расторгнуть контракт по Закону N 44-ФЗ через суд, если в исполнении не нуждается и истек срок действия контракта?
Действительно ли, что истечение срока действия контракта уже является фактом прекращения правоотношений?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Расторжение контракта, в том числе в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, возможно в отношении только действующего контракта.
Если в контракте отсутствует условие о том, что истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту, то, даже если срок контракта истек, он все равно является действующим. Следовательно, возможно расторжение контракта.
Если указанное условие предусмотрено контрактом, то контракт является недействующим. Соответственно, расторжение невозможно.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-o-rastorzhenii-goskontrakta/
2.В извещении о закупке работ по ремонту дорог установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 9 приложения к постановлению Правительства РФ N 2571. Участник закупки наличие у него опыта работы подтвердил гражданско-правовым договором о выполнении работ по ремонту дорог. Заказчик отклонил заявку на участие в электронном аукционе, указав, что такие работы должны были выполняться им по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или по договору, заключенному в соответствии с Законом N 223-ФЗ (абзац 5 подп. “б” п. 3 постановления Правительства РФ N 2571).
Законно ли поступил заказчик, или участнику закупки следует обратиться с жалобой в контрольный орган?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Решение заказчика правомерно: в данном случае в качестве документов, подтверждающих наличие необходимого опыта, участник закупки может представить только исполненные контракты, заключенные в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или исполненные договоры, заключенные в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/o-dopolnitelnyh-trebovaniyah-pri-zakupke-remonta-dorog/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 29.05.2023 по 04.06.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию