В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Уточнили, когда подрядчик по госконтракту на регулярные перевозки пассажиров и багажа оплатит штраф
С 11 мая действуют особенности определения объема работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по контракту, за невыполнение которого подрядчик должен заплатить заказчику штраф.
Такой объем исчисляют исходя, в частности, из количества невыполненных рейсов. К ним нельзя отнести те рейсы, которые сорвались:
▪️ из-за ДТП не по вине подрядчика и (или) его работников;
▪️ неблагоприятной погоды либо заторов на дорогах;
▪️ иных обстоятельств по контракту.
Размер штрафа составит 1% стоимости невыполненного объема работ.
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 N 794
Подробнее👇🏻
2.Увеличен максимальный размер обязательств по договору строительного подряда, при котором подрядчик может не быть членом СРО
С 1 мая текущего года с 3 млн руб. до 10 млн руб. увеличен максимальный размер обязательств по договорам строительного подряда, работы по которым могут выполнять ИП или юридические лица, не являющиеся членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Соответствующие изменения с указанной даты внесены в ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
Документ: Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 124-ФЗ
Подробнее👇🏻
3.Использование заказчиками иностранных средств защиты информации станет неправомерным с 1 января 2025 года
Документ: Указ Президента РФ от 1 мая 2022 г. N 250
Подробнее👇🏻
4.С 03.05.2022 г. в действующем законодательстве появились новые требования к участникам закупок товаров, работ, услуг
С указанной даты для всех российских организаций, в том числе заказчиков, запрещено заключение и исполнение любых сделок, в том числе и ранее заключённых, но не исполненных по состоянию на 03.05.2022 г., с отдельными юридическими, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применены специальные экономические меры, то есть так называемые контрсанкции.
Это предусмотрено подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»
Подробнее👇🏻
5.Закупки дорожно-коммунальной техники будут оформляться по контракту жизненного цикла
Документ: Постановление от 9 мая 2022 года №838
Подробнее👇🏻
6.Правительство утвердило перечень юрлиц, к которым применяются ответные санкции России.
В список вошла 31 энергетическая компания, среди которых бывшие “дочки” Газпрома в Германии, Франции, Польше и других недружественных странах.
Заказчикам, запрещено заключение и исполнение любых сделок, в том числе и ранее заключённых, но не исполненных по состоянию на 03.05.2022 г., с отдельными юридическими, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применены специальные экономические меры, то есть так называемые контрсанкции.
Документ: Постановление Правительства РФ от 11.05.2022 № 851
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/kabmin-utverdil-perechen-yurlits-k-kotorym-primenyayutsya-otvetnye-sanktsii-rossii/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минпромторг России в письме от 27.04.2022 года № ОВ-39122/12 изложил позицию по осуществлению закупок у единственного поставщика по дополнительным случаям, установленным на уровне субъектов РФ:
▪️ решения об осуществлении таких закупок должны приниматься с учетом необходимости защиты национальный интересов страны в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
▪️ необходимо учитывать срочность закупки;
▪️ при проведении закупок должен соблюдаться национальный режим;
▪️ приоритетными должны оставаться конкурентные способы определения поставщика.
Документ: Письмо Минпромторга России от 27.04.2022 г. № ОВ-39122/12
Подробнее👇🏻
2.Госзакупки с экспертами качества медицинской помощи ФОМС предлагают осуществлять без конкуренции
В Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в статью о закупках у единственного поставщика (ст. 93 Закона о контрактной системе). Контракты для привлечения экспертов качества медицинской помощи Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами предлагают заключать без проведения конкурентных процедур.
Документ: Законопроект № 120652-8
Подробнее👇🏻
3.Памятка по условиям осуществления казначейского и банковского сопровождения контрактов
Смотрим 👇🏻
4.Предлагают установить новый случай медицинских госзакупок у едпоставщика для регионов
Документ: Проект Федерального закона N 119762-8
Подробнее👇🏻
5.Региональным операторам разрешили корректировать цену контракта и увеличивать аванс подрядным организациям, которые занимаются капремонтом многоквартирных домов
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 05.05.2022 г. N 813 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
Подробнее👇🏻
6.Рекомендации по использованию браузеров при работе в ЕИС в сфере закупок
С 15 июня 2022 года разработчиками ЕИС в сфере закупок прекращается поддержка браузера Internet Explorer.
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/rekomendatsii-po-ispolzovaniyu-brauzerov-pri-rabote-v-eis-v-sfere-zakupo/
7.Памятка – Сроки направления заказчиками информации и документов в реестры, предусмотренные законодательством о закупках
📌В реестр контрактов по Закону №44-ФЗ
📌В реестр договоров по Закону №223-ФЗ:
Смотрим👇🏻
8.В некоторых случаях госзаказчиков могут обязать требовать отсутствия данных об участнике в РНП
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/05-22/00127384
Подробнее👇🏻
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Опыт в госзакупке с доптребованиями не оценили по сумме цен контрактов — контролеры не нашли ошибок
Заявку участника закупки услуг по организации школьного питания отклонили за несоответствие доптребованиям: цена подтверждающего контракта составляла менее 20% НМЦК.
Участник посчитал это незаконным, поскольку он представил реестровые записи 4 контрактов, которые в сумме превышают установленный минимум.
Контролеры его не поддержали:
▪️ни один контракт не отвечает условию о минимальной цене;
▪️опыт при закупке услуг общепита для социально-значимых организаций нельзя оценить по сумме цен контрактов. Чтобы его подтвердить, нужен один исполненный контракт с ценой не менее 20% НМЦК.
Документ: Решение Якутского УФАС России от 12.04.2022 по делу N 014/06/59-412/2022
Подробнее👇🏻
2.Кассация: госзаказчик вправе требовать членства в двух СРО, если закупает отдельные виды работ
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.04.2022 по делу N А45-15952/2021
Подробнее👇🏻
3.ВС РФ: В случае отмены закупки по вине заказчика, победитель имеет право взыскать убытки за получение гарантии
Отмена торгов произошла по вине заказчика. Расходы на выплату вознаграждения за предоставление гарантии не являются предпринимательскими рисками, поскольку предоставление обеспечения является требованием закона (44-ФЗ), исполненным победителем аукциона надлежащим образом. Заказчик должен возместить расходы общества, связанные с получением банковской гарантии в обеспечение контракта, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 05 мая 2022 года №308-ЭС22-5411 по делу №А15-3332/2021
Подробнее👇🏻
4.УФАС: при госзакупке на капремонт моста нельзя применять доптребования в сфере дорожной деятельности
Документ: Решение Новгородского УФАС России от 20.04.2022 N 36
Подробнее👇🏻
5.Какие трудности в госзакупках можно избежать благодаря обзору практики рассмотрения жалоб ФАС за март 2022 года
Оператор ЭП незаконно отказал разместить в ЕРУЗ подтверждение того, что участник отвечает доптребованиям. Также оператор направил заявку с нарушением условия об универсальной предквалификации. Заказчик установил неверный порядок оценки заявок и без причин допустил участника к закупке. Подробнее в обзоре.
Документы: Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 44-ФЗ (март 2022 года)👇🏻
6.ВС РФ указал, когда закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ являются злоупотреблением правом
Заключение заказчиком с единственным поставщиком 41 договора на поставку щебня, каждый из которых не превышает допустимого порогового значения, образующих единую сделку приобретения щебня, направлено на формальное соблюдение требований действующего законодательства с целью ухода от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о закупках (223-ФЗ), указано в определении Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 13.05.2022 г № 304-ЭС22-5628 по делу № А46-7489/2021
❗️Напомним, отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере. (Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020).
Подробности👇🏻
7.ВС РФ указал заказчику на искусственно раздробленные по 100 тыс рублей закупки по 44-ФЗ
Заключенные в течение одного дня с одним поставщиком девять договоров поставки с идентичными условия, предметом которых является поставка одноименных товаров одному приобретателю – учреждению, имеющему единый интерес, фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную девятью договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
👉🏻Фактически заключение искусственно раздробленных девяти договоров на сумму выше той, которая указана в пунктах 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, приводит к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению и сокращению числа участников закупки, что прямо запрещено положениями Закона о контрактной системе, следует из постановления АС Центрального округа, поддержанного Верховным Судом.
Документ: Определение ВС РФ от 12 мая 2022 года №310-ЭС22-6340 по делу №А09-4682/2021
Подробности👇🏻
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Контрактом предусмотрена электронная приемка поставленного товара. Контракт подписывал заказчик.
Может ли заказчик возложить полномочия подписывать электронный документ о приемке на другого сотрудника организации (к примеру: директор школы подписал контракт на поставку товара, принял решение не создавать приемочную комиссию, и приказом возложил обязанности по приемке товара на завхоза, который подписывает электронный документ о приемке своей электронной подписью)?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Описанный в вопросе способ организации приемки не противоречит закону.
Обоснование вывода:👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-o-sposobe-organizatsii-elektronnoj-priemki-postavlennogo-tovara/
2.Обязан ли заказчик осуществлять приемку и оплату частично выполненных работ после расторжения контракта в одностороннем порядке при условии, что контрактом поэтапное выполнение и оплата не предусмотрены?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заказчик не обязан осуществлять приемку и оплату работ. В случае возникновения спора окончательно вопрос об обязанности заказчика оплатить частично выполненные работы, в том числе о стоимости таких работ, может быть решен только судом.
Обоснование вывода:👇🏻
3.Нужно ли устанавливать доптребования к участникам совместной закупки по 44-ФЗ, если цены каждого отдельного контракта для этого недостаточно?
Заказчики планируют проводить совместный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту зданий. Общая начальная цена всех контрактов составляет 3 млн рублей. При этом начальные цены отдельных контрактов не превышают 1 млн рублей. Нужно ли в таком случае устанавливать дополнительные требования к участникам?
📌Ответ:
Да, в рассматриваемом случае необходимо установить дополнительные требования.
Обоснование:👇🏻
4.Каким образом должна осуществляться приемка, если извещение о закупке размещено в ЕИС до 01.01.2022, а муниципальный контракт заключен 24.01.2022 сроком на два года? Обязан ли заказчик вносить изменения в контракт путем заключения дополнительного соглашения в соответствии с новыми правилами приемки или руководствоваться условиями контракта, действовавшими до 01.01.2022? Если обязан, то в соответствии с какой статьей Федерального закона от 05.04. 2013 N 44-ФЗ?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В описанной в вопросе ситуации вносить изменения в контракт не требуется. Приемка по контракту должна производиться в порядке, предусмотренном этим контрактом.
Обоснование вывода:👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-o-priemke-po-kontraktam/
Смотрим предыдущий 👉🏻 Обзор закупочного законодательства с 25.04.2022 по 03.05.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию