Медицинский центр обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения УФАС по г. Москве, согласно которому действия Заказчика в ходе электронного аукциона на поставку расходных материалов для ангиографа признаны нарушающими нормы Закона № 44-ФЗ. Заказчик установил требование к цветовой кодировке шкалы манометра и стрелки указателя (желтый на синем), что, по мнению Комиссии УФАС, существенно ограничило круг участников закупки.
Суд удовлетворил заявление ФГБУ ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина, признав решение УФАС по г. Москве незаконным. Суд пришел к выводу, что требования Заказчика были обоснованными и соответствовали его потребностям в обеспечении безопасности и эффективности медицинских процедур.
Учреждением в достаточной мере обоснована потребность в контрастном цветовом выделении шкалы манометра, которая должна обеспечивать комфорт оператора, выполняющего ангиопластику, и гарантировать безопасность медицинской лечебной процедуры. При этом цвет шкалы не должен сливаться с фоном однотонных белых стен кабинета медицинского учреждения, и одновременно должен быть комфортным и привычным для оператора, выполняющего медицинские манипуляции, требующие концентрации и высокой точности.
Апелляционный суд поддержал это решение, отметив, что заказчик провел мониторинг рынка и установил требования, которым соответствовали товары нескольких производителей.
Суды установили, что заказчик вправе определять специфические требования к закупаемым товарам, если они обоснованы и не создают необоснованных ограничений для участников закупок.
Арбитражный суд Московского округа также не нашел оснований для отмены решений предыдущих инстанций, подтвердив законность действий заказчика.
Суды мотивировали свои решения правовой позицией, изложенной в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденного Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 года.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Также суды сослались на правовую позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлениях Президиума от 28 декабря 2010 года № 11017/10, от 29 января 2013 года № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При этом закон не обязывает заказчика вопреки его потребностям обеспечить максимально широкий круг участников закупки, и установить такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 30 октября 2014 года № 304-КГ14-3003.
Документ: Постановление АС Московского округа от 21.06.2024 г № Ф05-11443/2024 по делу № А40-191347/2023
Дмитрий Доброштан, юрист, эксперт в сфере закупок