По итогам конкурса на выполнение работ по содержанию уличного освещения заказчик признал одного из участников победителем. Компания в составе заявки представила сведения о 350 исполненных договорах сопоставимого характера и объема и 297 благодарственных писем. В результате принятия к оценке данных сведений компания по критериям «опыт» и «деловая репутация» набрала наибольшее количество баллов и признана победителем.
Один из участников оспорил решение закупочной комиссии в антимонопольном органе.
В ходе проверки установлено, что все договоры, сведения о которых представлены победителем, заключены с 4 коммерческими организациями и исполнены в 2020 году. Общая сумма договоров составила 925 млн рублей. В то же время, по данным сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес», сумма полученных доходов компанией-победителем за 2020 год составила всего 21 млн рублей, за 2021 г. — 9 млн, что не соответствует сведениям о положительном опыте, указанном при подаче заявки.
УФАС признало победителя представившим недостоверную информацию, а заказчика — нарушившим ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ: закупочная комиссия не проверила достоверность сведений в составе заявки компании.
Заказчик не смог оспорить решение УФАС в судебном порядке.
Суды, включая Верховный Суд РФ, согласились с позицией антимонопольного органа и отметили:
- при рассмотрении и оценке заявок комиссия заказчика обязана проверить заявки участников закупки на отсутствие всех оснований, предусмотренных ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, в т. ч. на предмет достоверности сведений;
- чтобы удостовериться в подлинности данных, комиссия не лишена возможности направлять запросы в адрес государственных органов, юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней;
Суды отметили, что использование сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес» не является обязательным, но это один из доступных способов проверки, который мог бы применить заказчик,
-подчеркнули специалисты ЭТП «Фабрикант».
Документ: Определение ВС РФ № 305-ЭС23-11165 от 14.06.2023 по делу № А40-136537/2022