УФАС по результатам проверки положения о закупке заказчика установило, что в нем определены случаи, в соответствии с которыми заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от цены договора.
В этой связи действия заказчика признаны неправомерными, нарушающими ч. 1 ст. 17 Закона 135-ФЗ. Заказчику предписано устранить нарушение путем внесения изменений в Положение о закупке и исключения тех оснований закупки у ЕП, которые приводят к ограничению конкуренции, так как лишают возможности заказчика в проведении конкурентных процедур, как предполагает Закон 223-ФЗ.
Апелляционной суд, отменяя решение суда первой инстанции и признавая решение УФАС законным, отметил:
- при закупке у ЕП заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным,
- необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора,
- указанное может привести к злоупотреблению со стороны заказчика при осуществлении закупки у ЕП,
- применительно к осуществлению неконкурентной закупки у ЕП положение о закупке должно определять не случаи, когда можно проводить закупку у ЕП, а условия, при которых такая неконкурентная закупка может проводиться,
- закрепление заказчиком в положении о закупке условий, позволяющих осуществлять закупку у ЕП во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что в свою очередь приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Документ: Постановление 8 ААС от 21.12.2023 № 08АП-11223/2023 по делу № А75-9485/2023
канал Корпоративные закупки