Субъекты РФ могут получить дополнительные возможности для заключения контрактов с единственными поставщиками. По результатам совещания в правительстве РФ проработкой этого вопроса поручено, заняться Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и “Корпорации МСП” (занимается, в частности, мониторингом закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса), сообщил СМИ источник, знакомый положениями поручения.
По словам источника, речь идет о совершенствования механизма определения единственных поставщиков для нужд регионов. При этом отметил, что в поручении не оговаривается, в чем именно должно заключаться совершенствование этого механизма.
В прошлом году был принят ряд антисанкционных мер в сфере закупок, которые предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения единственных поставщиков по тем или иным закупкам. По данным Минфина, по особым основаниям по решениям правительств субъектов федерации с едпоставщиками заключается только около 8% контрактов. При этом министерство отмечает, что многие регионы вообще не использовали это право.
В то же время участники рынка закупок считают, что госзаказчикам следует быть готовыми к проведению аудита их закупочной деятельности после завершения периода, связанного с проведением военной спецоперации.
“Сейчас ситуация непростая и, однозначно, по результатам нынешнего периода, в рамках которого в госзакупках были расширены основания для заключения контрактов с едпоставщиками, как показывает предыдущий опыт, в дальнейшем, когда ситуация завершится, однозначно будет аудит, – говорил весной текущего года директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрей Храмкин. – Был период проведения Олимпиады, проведения Чемпионата мира по футболу, во время которых вводились различные послабления в сфере закупок, а по их завершению проводился аудит”.
Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева также отмечала, что антимонопольное ведомство – не единственный контрольный орган в сфере закупок.
“Есть еще правоохранительные органы и для них едпоставщик – как красная тряпка для быка, – предупреждала Горбачева. – И если у ФАС форма контроля – плановые и неплановые проверки, по результатам которых максимум может быть предъявлен штраф, то у правоохранителей – это сразу уголовная статья. А по ним срок давности намного больше, чем один год, который имеется в распоряжении ФАС”.
В 2022 году госзаказчики заключили контракты на общую сумму 11,1 трлн рублей. Из них по результатам несостоявшихся закупок были заключены контракты 5,2 трлн рублей. Объем госконтрактов, заключенных собственно с едпоставщиками составил 2,6 трлн рублей.
Собственно, эти контракты с едпоставщиками (а также аналогичные договора госкомпаний) ФАС, Минфин и “Корпорация МСП” поручено проанализировать. В том числе, в части их аффилированности с заказчиками и влияния на соответствующие рынки. Результаты такого анализа должны быть направлены в правительство РФ до 10 июля текущего года.
Еще одно правительственное поручение предусматривает проработку вопроса совершенствовании мер ответственности госкомпаний за невыполнение квот по закупкам у субъектов МСП (25% от общего объема закупок), а также наделение ФАС России полномочиями “единого органа в сфере защиты прав предпринимателей по вопросам участия субъектов МСП в госзакупках и в закупках госкомпаний”.
В настоящее время для госкомпаний, не выполнивших квоту по закупкам у малого бизнеса действует одно наказание – временный (в течение года) переход на проведение своих закупок в соответствии с 44-ФЗ.
ИНТЕРФАКС