На ГКУ РБ «Республиканский центр торгов» и Госкомитет Башкирии по конкурентной политике, выступающие организаторами закупок, в 2021 году поступило 83 жалобы от участников процедур. Это 13,9% из всех поступивших в региональное управление Федеральной антимонопольной службы жалоб, следует из исследования экспертов сервиса «Контур. Сопровождение торгов».
Топ заказчиков по числу поступивших на них жалоб возглавило Управление капитального строительства Башкирии — на него приходится 4,7% всех обращений в УФАС. В списке лидеров по числу жалоб также Республиканская клиническая больница имени Куватова (4,5%), Башкирский государственный медицинский университет (3,3%) и Городская клиническая больница №21 (2%).
Первое место по причинам жалоб делят некорректное описание объекта закупки, к примеру, неверно выбран общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, и неправомерные отклонения — отсутствие наименования товаров. В 2021 году в Единой информационной системе зафиксировали 608 жалоб в УФАС по закону «О контрактной системе в сфере закупок», к сегодняшнему дню рассмотрено 71,4% из них, необоснованными признаны 64,7% жалоб, отозваны 3,9%, отказали в рассмотрении по 22,5% обращениям.
Лидером по подаче жалоб в региональное УФАС стала компания «Джули», она направила в ведомство 46 заявлений в текущем году (более 7% от общего числа). Эта организация также лидирует по числу жалоб, поданных в управления антимонопольной службы в Новосибирской и Свердловской областях.
«Компания позиционирует себя как “профессиональные жалобщики”. На ее счету не одна сотня жалоб по всей стране. Цель — задержать, сорвать торги, так как по большей части жалобы необоснованные»,
— отмечают авторы исследования.
По данным ресурса РБК Компании, ООО «Джули» зарегистрировано в июне 2020 года в Екатеринбурге. Основной вид деятельности организации — неспециализированная оптовая торговля. Учредителем выступает Дарья Быстрова. В 2020 году выручка компании составила 22,9 млн рублей, чистая прибыль — 46 тыс. рублей.
Как следует из размещенной на портале госзакупок информации, последнее зарегистрированное от «Джули» заявление в Башкортостанском УФАС поступило 14 сентября — компания пожаловалась на БГМУ, заказавший ремонт помещений в учебном корпусе за 5,1 млн рублей. УФАС вернуло жалобу, так как в торгах могли принимать участие организации, имеющие лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия, а у «Джули» такой лицензии нет.
По словам управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта, практика с «профессиональными жалобщиками» не редкость и в других регионах страны. По его словам, для таких компаний это является выгодным бизнесом, тогда как для других участников закупочных процедур и антимонопольной службы такие жалобы создают дополнительные проблемы.
«В целом “массовые жалобщики” в антимонопольный орган — это весомая проблема как для структур ФАС, так и для добросовестных участников торгов, которым создают искусственные препоны для реализации целей госзакупок. При этом создать какие-либо дополнительные преграды для таких массовых жалобщиков как “Джули” сейчас проблематично, поскольку по законодательству антимонопольный орган не вправе не принимать или не рассматривать поступающие жалобы, и это, на мой взгляд, существенный минус — так как действенного способа борьбы с такими жалобщиками по сути пока еще не существует», — сказал Иккерт.
Тот факт, что в УФАС Башкирии, Свердловской и Новосибирской областях более 60% жалоб признаются необоснованными является достаточно весомой нагрузкой на работу ведомств и указывает на значительное участие «профессиональных жалобщиков», добавил юрист.
Автор Анастасия Андреева