Редакцией совместно с крупнейшей профессиональной группой закупщиков вКонтакте «44-ФЗ/223-ФЗ ГОСЗАКУПКИ И ТЕНДЕРЫ» запущена рубрика «Спроси ФАС о закупках». Проект отвечает публичной декларации целям и задачам ФАС России на 2024 год по разъяснениям сложных вопросов применения Закона о контрактной системе и Закона о закупках.
Общественный совет при ФАС России приветствует появление таких проектов по разъяснению закупочного законодательства. Совет готов привлечь внимание ФАС России для обеспечения учёта потребностей и интересов участников закупок – граждан России.
ВОПРОС-ОТВЕТ
1.Вопрос про «дробление». Прямого запрета в 44-ФЗ нету.
Но контролирующие органы ввели это понятие «дробление» и применяют санкции. Как найти эту золотую середину и не попасть на дробление??? Например: школа закупает услуги по организации горячего питания. Заключаем контракты поквартально по п.5 (до 600 тыс. руб.), в лимиты и ограничения помещаемся. Считается ли это дроблением?
P.S.: Почему уважаемые коллеги из ФАС при принятии решения о применении санкций игнорируют Письмо Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275 «О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также собственное Письмо ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19 «О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в которых прямо написано что можно заключать такие контракты, если они не нарушают общие ограничения по СГОЗу.
ОТВЕТ:
Закупки малого объема в рамках контроля соблюдения заказчиками Закона № 44-ФЗ должны соответствовать предельной цене контракта, указанной в пунктах 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, и не превышать соответствующий СГОЗ.
Также вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки.
Следует отметить при этом, что событие и состав административного правонарушения устанавливается уполномоченным должностным лицом контрольного органа в сфере закупок исходя из всех обстоятельств дела.
В случае несогласия с вынесенным по делу об административном правонарушении постановлением лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе его обжаловать в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП.
При этом вопрос наличия ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий рассматривается в рамках контроля Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
2.Когда закупки станут полностью электронными, нужно ли будет для контролирующих органов готовить бумажные документы? Или проверка будет тоже проводиться электронно?
ОТВЕТ:
Комиссия контрольного органа в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки. Вместе с тем частью 5.1 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что представление информации и документов, предусмотренных частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, не требуется в случае их размещения в соответствии с Законом о контрактной системе на официальном сайте.
В указанном в вопросе случае у контрольного органа в сфере закупок сохраниться право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки, за исключением документов и информации, размещенных в ЕИС, например, пояснения субъектов контроля, не размещенные в ЕИС разделы проектной документации, ответы контрагентов о наличии договорных отношений с участниками закупок.
3.Заказчик объединяет в одну закупку по ремонту сразу несколько несвязанных видов работ, например: ремонт кровли, ремонт фасада, ремонт ГВС и отопления, ремонт кабинетов, замена дверей. Является ли это ограничением конкуренции?
ОТВЕТ:
С учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включать в описание объекта закупки требования к товарам (работам, услугам) при условии, что такие требования влекут ограничение количества участников закупки.
К примеру, определение капитального ремонта установлено в пункте 14.2 статьи 1 ГрК РФ, в который включается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При этом работы, относящиеся к капитальному ремонту, составляют единый производственный процесс, в виду чего, работы и могут объединяться в одну закупку.
Вместе с тем, вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия, исходя из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки.
4.А когда будет введен штраф для поставщиков/ подрядчиков/ исполнителей за необоснованные жалобы? Почему только Заказчик штраф платит?
ОТВЕТ:
Ранее по результатам рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации вышеуказанного предложения принято отрицательное решение по данной инициативе.
5.Обязана ли комиссия заказчика по осуществлению закупок проверять достоверность информации, представленной в заявке участника закупки, если в соответствии с пунктом 1.6 приказа Минфина 126-н подтверждением страны происхождения товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны. Если да, то каким образом?
ОТВЕТ:
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Кроме того, Определением ВС РФ от 24.01.2024 № 304-ЭС23-27821 указано, что декларирование не отменяет обязанность заказчика как профессионального участника торгов установить соответствие предлагаемых к поставке товаров условиям, запретам, ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, и предпринять исчерпывающие меры для установления факта предоставления достоверной информации о стране происхождения товара, задекларированной участником в заявке.
6.Является выписка из ЕГРЮЛ, в которой содержится информация о лицензии, документом, содержащим сведения из реестра лицензий. И если участник не предоставил отдельный документ, содержащий номер реестровой записи, обязан заказчик отклонить такого участника?
ОТВЕТ:
Заявку необходимо допустить в случае, если в открытом реестре (ЕГРЮЛ) содержатся все сведения, с помощью которых возможно идентифицировать лицо, в том числе его ИНН, а также подтвердить в соответствующем реестре лицензий наличие у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса.
7.При заключении контракта, имеет ли право заказчик направить проект электронного контракта поставщику со сниженной ценой без уменьшения объема? Поставщик готов на эти условия, так как при формировании автоматической цены за единицу товара, в системе рассчитывается с 11-ю знаками после запятой. ЕИС такую возможность предусматривает, позволяет это сделать при заключении контракта. Но правомерно ли это? В законе не нашла такую норму. И будет ли считаться это нарушением и по какой статье КоАП?
ОТВЕТ:
Порядок заключения контракта определен в статье 51 Закона о контрактной системе.
Так, заказчиком формируется проект контракта, содержащий цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенную победителем закупки с учетом положений статьи 14 Закона о контрактной системе.
В случае закупки нескольких товарный позиций в рамках одной закупки цена единицы товара подлежит снижению пропорционально стоимости контракта, предложенной победителем.
При этом законодательством Российской Федерации не установлено единых правил округления чисел, выраженных в десятичной системе счисления.
Также по вопросу предоставления технической возможности указания всех значений дробных чисел в карточке контракта в силу постановления Правительства РФ от 13.04.2017 № 442 целесообразно обратится в Федеральное казначейство.
8.Слетает уже несколько выигранных закупок.
Схема такая: электронный конкурс. Помимо нашей заявки есть ещё минимум 2, но может быть и больше.
По результатам рассмотрения первых частей заявок начисляются 30 или 40 баллов в зависимости от критериев оценки одной заявке, не нашей. На этапе подачи окончательных предложений мы подаем сниженное предложение и выигрываем конкурс. После результатов определения поставщика, сразу следует жалоба от второй организации на необоснованное неначисление баллов по первой части. Жалобу признают обоснованной, тем самым откатывая все на этап рассмотрения 1 частей. Повторно не начисляют жалобщику баллы, находя новые причины и при этом давая возможность третьему участнику с 40 баллами по первой части, подать сниженное предложение, в результате чего он и становится победителем. При этом второй раз жалобщик уже не жалуется, его все устраивает.
Вопрос: Как с этим бороться? Почему просто не пересматривают протокол 1 частей без возможности подачи новых ценовых предложений? Как честному участнику закупок выиграть конкурс при таких схемах сговора между другими участниками? Что нужно сделать, чтобы ФАС начало рассматривать этих двух участников как участников сговора?
ОТВЕТ:
Не представляется возможным установить существо вопроса, в связи с чем вы вправе направить информацию о конкретных нарушениях 44-ФЗ с указанием номера закупки.